Педагогика

НЕНАСИЛИЕ

философско-этическая концепция, исключающая насилие и умышленное причинение вреда ради достижения социальных или личных целей. Кроме отрицания применения силы, эта концепция включает в себя, но мнению М. Ганди, положительную силу в виде истины, справедливости, любви и т.п. Сторонники идеи Н. (М. Ганди, Л.Н. Толстой, А. Швейцер, М.Л. Кинг, далай-лама и др.) исходят в ее обосновании либо из принципа «святости жизни», характерного для восточных цивилизаций, либо из иудейско-христианской парадигмы «не убий». Т.о., в центре концепции Н. — особое отношение к человеку как высшей ценности мира. Идеи Н. универсальны: они предполагаются в той или иной степени всеми религиями и культурами мира, лежат вне идеологий и глубоко личностны (т.к. предполагается, что выбор между Сциллой примиренчества с насилием и Харибдой приятая оправдания зла и насилия должен сделать каждый человек самостоятельно). Позиция Н. требует к тому же реализации еще одного нравственного принципа: «Начни с себя».

Идеи Н. не имеют ничего общего с партикулярным отношением к человеку. В них часть (человек) не меньше целого (общества) и не менее ценна. Основные нравственные принципы, культивируемые философией и этикой Н., — милосердие, терпимость, взаимопонимание, сочувствие, соучастие, противостоящие насилию, господству, подавлению, подчинению, деспотии. Как правило, оба противоположных подхода присутствуют как в восточной, так и в западной культурах.

В конце XX и начале XXI в. идея Н. обретала новое дыхание, связанное с поисками новых путей прогресса земной цивилизации, исключающих насильственные методы решения глобальных проблем человечества, равно как и социальных, политических и нравственных конфликтов.

Рубрики

Читайте нас ВКонтакте