Педагогика

МЫШЛЕНИЕ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОЕ

вид мышления, к-рый осуществляется на основе преобразований образов восприятия в образы-представления для дальнейшего изменения, преобразования и обобщения предметного содержания представлений, формирующих отражения реальности в образно-концептуальной форме. Психолого-генетические исследования показали, что переход от наглядно-действенного к М.н.-о. происходит при стремлении определить существенные связи и отношения объектов и представить их в целостном организованном виде. Для этого требуются также умения формировать представления в виде операторных эталонов, своеобразных средств оперирования образом и способность представлять скрытые возможные изменения и преобразования свойств и связей объектов.

Представления могут вбирать в себя очень многое из накопленного опыта в дополнение к воспринятому из реальных условий и тем самым создавать совершенно уникальную по масштабам и содержанию «картину» мира для анализа и обобщения. Аналитические действия с содержанием представлений не ограничиваются, как правило, выделением ситуативно возникающих связей, а направлены на обнаружение более глубоких, скрытых существенных свойств, к-рые не представлены в непосредственном виде в наглядной ситуации. В общем становлении образно-концептуальной модели значительную роль играют первичные представления. По способу формирования и содержанию они выступают единичными понятиями или концептуальными единицами, из к — рых формируются модели. Такие понятия складываются еще при наглядно-действенном мышлении в результате анализа и синтеза отношений признаков и последующего их абстрагирования и перевода в предметно-по — нятийную форму. Это происходит гл.обр. в процессе хранения, активизации и переработки представлений.

При М.н.-о. преобразование наглядных условий мыслительных действий состоит прежде всего в переводе их перцептивного содержания на «язык» семантических признаков, на язык значений. Значения объектов (частей, явлений) на данном уровне отражения не только выступают в форме отдельных преобразованных единиц предметного содержания (первичных представлений), но и используются для дальнейшего процесса обобщения и установления функциональных связей (содержание вторичных представлений). Структура таких связей приобретает моделирующий характер. Образно-концептуальная модель служит основанием для формирования моделей проблемных ситуаций и для порождения структур нового знания. Выделение устойчивых отношений и структур взаимосвязей в виде закона позволяет перейти к более высокому уровню обобщенного отражения средствами мышления визуального.

Рубрики

Партнеры: