Педагогика

МЫШЛЕНИЕ НАГЛЯДНО-ДЕЙСТВЕННОЕ

один из видов мышления, характеризующийся тем, что решение задачи осуществляется с помощью реального, физического преобразования ситуации, опробования свойств объектов. Элементарные формы М.н.-д., наблюдаемые у высших животных, изучались И.П. Павловым, В. Келером, Н.Н. Ладыгиной-Коте и др. учеными. У ребенка М.н.-д. образует первую степень развития мышления. У взрослого человека М.н.-д. сосуществует с наглядно-образным и словесно-логическим мышлением. М.н.-д. часто характеризуется как элементарное, низшее, простое, признаки к-рого обнаруживаются в поведении детей и животных. Но исследованиями установлено, что М.н.-д. присуще многим видам профессиональной деятельности, его средствами решаются довольно сложные проблемные задачи, к-рые возникают в деятельности ученых, изобретателей, хирургов, дешифраторов, руководителей и даже полководцев. Наиболее высокие уровни обобщенного отражения действительности зависят от результатов «усмотрения, видения» реальности, к-рые достигаются действиями М.н.-д.

Определением «наглядное» подчеркиваются особенности формы представления объектов и условий мыслительной деятельности. В наглядной форме представляются все признаки объектов, они могут восприниматься непосредственно и полностью идентифицироваться на основе имеющегося знания. Неизвестным остается возможное взаимодействие объектов, явлений, изменение их свойств и отношений. Сведения об этом обнаруживаются в процессе реального преобразования ситуации, на что указывает вторая часть термина — «действенное». Осмысленность М.н.-д. выражается в том, что цель и направление всех действий не устанавливаются заранее, а определяются на основе промежуточных результатов преобразований.

В процессе развития М.н.-д. первоначально пробующие практические действия становятся более предметными, а затем превращаются в орудийные, что позволяет расширить границы контактов с объектами. В развитом виде практические действия приобретают форму чувственно-практических и носят ориентировочно-иссле- довательский или полностью исследовательский характер. С помощью этих действий осуществляется выделение и категоризация признаков объектов, формирование их образа, манипулирование объектами или образами и установление существенных свойств и связей. В процессе анализа и синтеза выявляются и недостающие элементы условий, обнаруживаются «скрытые» и новые свойства объектов и отношений. Для М.н.-д. в этих действиях заключен потенциал собственного развития, с их помощью формируются единицы предметного содержания для следующего, более высокого уровня отражения и обобщения.

Рубрики

Читайте нас ВКонтакте