Педагогика

МУДРОСТЬ

высший уровень интеллектуального развития личности, связанный с эффективным анализом, оценкой и предсказанием событий обыденной и/ или научной жизни людей. Как справедливо отметила М.А. Холодная, психологические исследования М. еще только начинаются. Тем не менее уже сейчас ясно, что М. — это сторона (составляющая) естественного интеллекта, ибо она имеет прямое отношение как к переработке информации о происходящем, так и к адаптационным процессам. В то же время М. представляет собой специфическое состояние интеллектуальной зрелости, проявляющееся в контексте обыденного образа жизни и являющееся результатом длительного и уникального процесса накопления жизненного опыта. Обсуждая проблему М. в аспекте проблемы интеллектуального роста на поздних этапах жизни человека, Ф. Диттмэн-Коли и Р. Балтес вводят понятие «синтезированного интеллекта», к-рый характеризуется интеграцией разнообразных типов опыта: это и компетентность в определенных сферах предметного знания, и тонкое понимание социально-практических аспектов жизни (в т.ч. особая чувствительность к социально-психологическому контексту происходящего), и повышенное внимание к неизвестным, будущим, «невозможным» событиям, и рефлектирующее отношение к самому себе. Холлидей и Чандлер исследовали представления «наивных» испытуемых о том, как они интерпретируют смысл понятия «мудрый человек». Факторизация всего множества высказанных испытуемыми мнений привела к выделению пяти факторов, к — рые позволяют составить портрет мудрого человека (ниже приводятся их названия и примеры иллюстрирующих их психологических качеств).

1-  й           фактор — исключительное, незаурядное понимание происходящего, основанное на приобретенном жизненном опыте (наблюдательность, восприимчивость, опора на здравый смысл, открытость любой информации, способность видеть сущность ситуации и т.д.);

2-  й           фактор — ориентация на др. людей (способность давать хорошие советы, согласовывать разные точки зрения, говорить о вещах, к-рые интересуют многих людей, видеть событие в широком контексте и т.д.);

3-  й           фактор — общая компетентность (образованность, интеллигентность, любознательность, артикулирован — ность представлений, понятливость и т.д.);

4-  й           фактор — интерперсональные навыки (хороший слушатель, обаятельный, не центрирован на собственных проблемах, спокойный и т.д.);

5-й фактор — социальная скромность (ненавязчивый, неимпульсивный, бесшумный, сдержанный, с преобладанием тонких, недраматических способов поведения и т.д.).

В заключение своего исследования эти авторы делают вывод о том, что, во-первых, М. скорее растет, чем уменьшается, с возрастом и, во-вторых, возможность создания тестов М. в традиции классических ай-кью измерений маловероятна. М., действительно, — это особая форма интеллектуальной зрелости. Об уникальности тех интеллектуальных возможностей, к-рые приобретаются человеком в ходе его жизненного развития — безусловно, атмосфера этого развития должна отвечать нормам человеческого существования, — свидетельствует сложенная индейцами Южной Америки поговорка: «Когда умирает старый человек, горит целая библиотека».

Как можно видеть, психологической основой М. как одного из высших уровней интеллектуального развития являются интеграционные процессы в сфере индивидуального ментального (умственного) опыта, к-рые резуль — тируются, в первую очередь, в повышении роли мета — когнитивного опыта и, как следствие, в изменении репрезентаций происходящего.

Добавить мысль

Нажмите, если хотите добавить

четырнадцать + семь =

Рубрики

Партнеры: