Педагогика

МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ АРГУМЕНТАЦИЯ

обоснование отдельного утверждения или целостной концепции путем ссылки на тот, несомненно, надежный метод, с помощью к-рого получено обосновываемое утверждение или отстаиваемая концепция. М.а. является частным случаем аргументации теоретической. Приведем пример; согласно Борингу, в действительности интеллект — это то, что измеряют интеллектуальные тесты. Дженсен, Айзенк, Херристайн и др. рассматривают такое «операциональное» определение интеллекта не как ступень в развитии теории, а как достаточное основание для построения теории интеллекта. Понятие становится основой для измерения реальности, поскольку утверждается, что интеллект определяется методом его измерения. Такой подход к интеллекту явно смыкается с философским идеализмом. Он преднамеренно приводит к тому, что вне процесса тестирования термин «интеллект» теряет всякий смысл, т.к. он противопоставляется естественным проявлениям интеллектуальной активности (обыденному интеллекту), творческим интеллектуальным возможностям (креативности), эффективности социального познания (социальной компетентности).

Представления о сфере М.а. менялись от одной эпохи к другой. Существенное значение придавалось ей в Новое время, когда считалось, что именно методологическая гарантия, а не соответствие фактам как таковое сообщает суждению его обоснованность. Современная методология науки скептически относится к мнению, что строгое следование методу способно само по себе обеспечить истину и служить ее надежным основанием. Возможности М.а. очень различны в разных областях знания. Ссылки на метод, с помощью к-рого получено конкретное заключение, довольно обычны в естественных науках, крайне редки в гуманитарных науках и почти не встречаются в практическом и тем более художественном мышлении.

Методологизм, сутью к-рого является преувеличение значения М.а. и даже отдание ей приоритета перед др. способами теоретической аргументации, таит в себе опасность релятивизации научного и иного знания. Если содержание знания определяется не независимой от него реальностью, а тем, что мы должны или хотим увидеть в ней, а истинность определяется соблюдением методологических канонов, то из-под знания ускользает почва и фундамент объективности.

Согласно принципу эмпиризма, только наблюдения или эксперименты играют в науке решающую роль в процессе принятия или отбрасывания научных высказываний. В соответствии с этим принципом М.а. может иметь только второстепенное значение и никогда не способна поставить точку в споре о судьбе конкретного научного утверждения или теории. Общий методологический принцип эмпиризма гласит, что различные правила научного метода не должны допускать «диктаторской стратегии».

Ученые не только подчиняются методологическим требованиям, но и критикуют их и создают новые методологии.

Добавить мысль

Нажмите, если хотите добавить

Рубрики

Партнеры: