Педагогика

ЛЕВОРУКОСТЬ

функциональное преобладание левой руки над правой, имеющее врожденный характер или проявившееся в процессе развития. Человек, к-рому свойственна врожденная Л., называется левшой. Врожденная Л. может быть наследственной или возникнуть в период внутриутробного развития (Л. наблюдается у одного из однояйцевых близнецов). Кроме явной Л., бывает скрытая Л. Лица с такой Л. приучены с детства пользоваться правой рукой (есть, писать, работать), но при непривычных действиях или в состоянии аффекта они пользуются левой. Существует много морфологических и функциональных признаков скрытой Л. К первым относятся: большая величина левой руки, большее развитие вен на тыльной стороне левой кисти, большая ширина левого мизинца, лучшее развитие мимической мускулатуры слева и др. Функциональные признаки скрытой Л.: у левшей при сжимании кистей с переплетенными пальцами большой палец левой руки оказывается сверху, при аплодировании активнее действует левая рука и др. При обнаружении у ребенка Л. не следует его насильно заставлять пользоваться преимущественной правой рукой, т.к. это может привести к нарушению плавности речи, к заиканию, невротическому состоянию и др. нарушениям. Однако следует все же развивать обе руки, привлекая правую руку к пользованию в разных видах деятельности. Работу по развитию правой руки следует начинать в возможно более раннем возрасте. Вначале применяются упражнения, в к-рых правая рука вовлекается в совместные с левой действия (напр., взятие игрушки) и развиваются зрительно-двигательные координации. Затем переходят к упражнениям для одной правой руки. Эти упражнения способствуют развитию функции правой руки.

Рубрики

Читайте нас ВКонтакте