ПРОБЛЕМЫ С ПОЧЕРКОМ

Проблема с почерком – довольно распространенная в начальной школе. Обучение письму – сложный вид работы для любого малыша. Исследования показали, что в начале обучения первоклассники на уроке письма испытывают физические и психические нагрузки того же уровня, что и космонавты в момент старта. Навыки письма вообще формируются позже умения читать или считать.

Затруднения возникают, если у ребенка недостаточно развита мелкая моторика (т.е. умение управлять тонкими движениями пальцев и кистей рук). Лучше, конечно, предупредить эти трудности и заняться специальной тренировкой еще до школы. Но и первокласснику эти упражнения будут полезны, а кому-то просто необходимы. Выделите для них полчаса в ежедневном распорядке, но не занимайтесь этим во время приготовления уроков. Заведите специальную тетрадь для упражнений, по к-рой ребенок будет следить за своими успехами. Но только не заставляйте его просто писать как можно больше. Подбирайте интересные и забавные задания, развивающие зрительно-моторную координацию. Напр., требуется прочертить карандашом путь между двумя извилистыми линиями, не касаясь их. Или обвести какой-то рисунок, но не по контурной линии, а рядом с ней – с внутренней стороны или с наружной. Конечно, поможет штриховка, раскрашивание рисунков с мелкими деталями, дорисовывание симметричной половинки к незаконченному рисунку. Очень нравится детям рисовать по клеточкам под диктовку («Одна клетка вправо, две вниз» и т.д.). Придумайте рисунок сами или возьмите образец для вязания, вышивания. Увидите, как в ходе тренировок дрожащие линии постепенно превратятся в четкие и уверенные.

Обязательна тренировка пальцев: лепка, собирание из конструктора с мелкими деталями, сборка головоломок Puzzle, складывание узоров из мозаики или др. мелких предметов – спичек, пуговиц, вырезание ножницами по контуру, нанизывание бусинок, перебирание крупы. Многие из «женских» занятий очень полезны и для мальчиков. Ведь у них гораздо чаще возникают проблемы с почерком, чем у девочек. Учите детей вышивать, плести из бисера, вязать (лучше взять толстые спицы и нитки). Поможет и традиционная «мужская» работа – забивание гвоздей, выпиливание, выжигание. Иногда затруднения с письмом связаны с недостаточным развитием у ребенка координации движений вообще. В таких случаях помогут подвижные игры (например, с мячом), танцы, гимнастика.

Если, несмотря на все усилия ваши и ребенка, не удается выработать более-менее приемлемый почерк, возможно, придется обратиться за помощью к детскому невропатологу. Особенно нужна такая консультация, если речь идет не просто о недостаточно красиво выписанных буквах, а о более существенных проблемах. Напр., ребенок не может соблюдать строчку: в начале строки буквы располагаются на одной линии, а к концу каждой строчки сползают вниз. Такие «деформации» говорят о плохой зрительно-моторной координации, а она может быть следствием функциональных и органических нарушений головного мозга.

Что касается ребенка, пишущего левой рукой, вовсе не обязательно, что у него будет плохой почерк. Если у него нормальная координация движений и достаточно развита моторика ведущей руки, проблем с почерком не

будет. Просто среди левшей больше мальчиков, а им вообще аккуратность в письме менее свойственна, чем девочкам. Грамотный учитель начальной школы знает, как нужно работать с такими детьми: с какой стороны парты посадить, как помочь ему расположить тетрадь и т.д. Сейчас выпускают и специальные прописи для левшей.

Читайте далее:

Оставьте комментарий