Педагогика

ПРОБЛЕМЫ С ЧТЕНИЕМ

П.с ч. знакомы родителям многих школьников: ребенок или плохо читает, или не любит читать, или у него и то и другое сразу. Затруднения при чтении нек-рыеуч-ся испытывают не только в начальной школе, но и в дальнейшей своей школьной жизни. Просто со временем они не так бросаются в глаза. Ведь в средней школе уже не читают вслух на уроках и нет поголовных проверок техники и скорости чтения. Но проблема остается, а количество учебных текстов в каждом следующем классе все возрастает. Такой ребенок долго не может научиться сливать буквы в слоги, а слоги — в слово, или хорошо сливает в слоги лишь первые буквы слова, а окончание прочитывает по догадке, и смысл искажается, или может переставлять и заменять одни звуки другими. Отчего это происходит? — Ребенок плохо различает на слух звуки речи. Нек-рым детям мешает отсутствие чувства языка. Они могут при чтении вставить вместо существительного похожий по звучанию глагол (вместо «заплатка» — «запустил»). Не обращают внимания на окончания слов (вместо «днем» могут прочитать «дней»). Слова в предложении воспринимают изолированно друг от друга. В результате страдает понимание прочитанного. Особенно трудно им воспринять текст, в к-ром рассказывается о последовательности действий или о нескольких одновременно происходящих событиях. Непонимание прочитанного заставляет ребенка останавливаться, возвращаться к каким-то словам, но и это не помогает — смысл прочитанного ускользает от него.

Конечно, многие дети в начале обучения чтению испытывают проблемы. Но если эти трудности приобрели стойкий характер, нужно проконсультироваться у специалистов. Окулист или отоларинголог помогут, если затруднения вызваны нарушениями зрения или слуха. Может понадобиться консультация невропатолога или психоневролога (если была патология в родах или травмы головы у ребенка). Логопед подберет специальные упражнения на различение звуков в словах. Такую тренировку родители вполне могут проводить с ребенком дома. Ребенок должен научиться определять количество слогов в слове, называть любой звук в слове (первый, второй), различать парные согласные, мягкие и твердые звуки. Тренироваться нужно не только в звуковом анализе слова («разборка»), но и в синтезе («сборка»). Предлагаются отдельные звуки на слух, ребенок составляет из них слог, затем из слогов — слово. Затем можно перейти к составлению слов из написанных fia карточках слогов. Если ребенок хорошо справляется с этой работой, можно переходить к чтению простых предложений. Одновременно обязательна работа по расширению словаря ребенка. Пускай составляет рассказы по картинкам, из одних слов образует другие. Используйте любые занимательные игры со словами, заучивайте с ребенком забавные стихи и т.д. Главное — не полагаться на то, что со временем все придет в норму само собой.

Нек-рые упражнения помогут не только плохо читающим детям, но и тем, кто «может, но не хочет». Просто заставлять больше читать бесполезно — от этого и объективные трудности не исчезнут, и любовь к чтению не появится. Наоборот, может возникнуть психологический барьер из-за боязни сделать ошибку. Попробуйте создать вокруг этого занятия положительный эмоциональный фон, сделайте упражнения со словами интересными и забавными.

•  Предложите ребенку читать слова в строчке наоборот — от последнего к первому. Чтобы он при чтении не домысливал окончание слов, пускай читает только их вторые половины. Можно прикрыть нижнюю половину слова или строчки или поупражняться в чтении слов, повернутых на 90, 180 градусов. Можно заготовить текст, в к-ром слова «налезают» одно на другое или пересечены какими-то линиями, мешающими восприятию. Тренирует в чтении и игра в «псевдослова». Для нее нужно заготовить карточки с реальными словами и с придуманными, искусственными (мираду, полеса и т.д.). Попросите ребенка прочитать их и разделить на две группы — настоящие и ненастоящие. Или дайте ему карточку с каким-то словом и попросите найти это слово среди 10-15 других, отличающихся от нужного всего на одну-две буквы. Можно потренироваться в чтении текста через слово.

Почему дети не любят читать? Одна из причин понятна — затруднения с чтением. Тут уж не до удовольствия. Др. причина — неинтересные школьные тексты. Прочитаешь дома обязательные страницы, а читать дополнительно уже и не тянет. Все равно попробовать втянуть ребенка в чтение можно.

•  Предлагайте ему интересные комиксы. Если в семье сохранились старые диафильмы, просите читать в них текст.

•  Вернитесь с ребенком к чтению книг, в к-рых больше места занимают картинки, чем текст. Читайте с ним интересную книгу по очереди. Сначала ваши куски текста будут большими, а у него — из нескольких строк. Можно читать по ролям.

•  Попробуйте найти аудиозаписи детских книг на кассетах или пластинках. Слушая запись и одновременно следя по тексту, ребенок будет тренировать способность к беглому чтению. Не найдете записей — начитайте несколько страниц сами. Через два-три повторения малыш начнет читать быстрее.

• Даже если дома у вас множество книг, любовь к ним у вашего ребенка может и не возникнуть автоматически. Главное — чтобы он чаще видел вас с книгой в руках, а не с журнальчиком и не у телевизора, чтобы понял — книга для вас действительно что-то очень ценное.

•  Делайте рекламу своим любимым детским книгам, отыщите их, цитируйте забавные строчки, рассказывайте о любимых героях.

•  Берите ребенка с собой в библиотеку. В походах по магазинам не забывайте зайти с ним и в книжный. Предоставляйте ему возможность и самому выбрать себе покупку.

• Конечно, вы когда-то читали своему малышу вслух перед сном. Но это не меньше нужно и вашему школьнику, даже «великовозрастному».

• Попробуйте устроить «праздник прочитанной книги». Выпустите по такому случаю вместе с ребенком стенгазету, смастерите фигурки персонажей или какие-ни — будь поделки, приготовьте любимое блюдо главного героя книги… Да мало ли что еще можно придумать, чтобы пробудить интерес и*любовь к чтению!

Рубрики

Читайте нас ВКонтакте