Педагогика

АНАЛИТИКО-СИНТЕТИЧЕСКИЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ

один из методов обучения чтению и письму. А.-с.м.о.г. является звуковым. Обучаясь, дети знакомятся с основными звуками родного языка, учатся слышать их и выделять из речи, обозначать их буквами. При этом особое внимание уделяется анализу последовательности звуков в словах и различению твердости и мягкости согласных. Обозначение звука буквой выполняется после его выделения из слов и изучения его звучания в разных словах.

Со времен К.Д. Ушинского звуковой А.-с.м.о.г. прошел сложный путь развития. Основными принципами метода стали:

1) с т*зр. целей формирования личности: обучение грамоте носит воспитывающий характер, задачи воспитания реализуются через использование материалов «Букваря» и «Азбуки»; обучение носит развивающий характер, обеспечивающий умственное развитие через систему упражнений в анализе и синтезе, через речевые упражнения; оно опирается на систему наблюдений природы и окружающей жизни, требует высокого уровня сознательного чтения;

2) с т.зр. психолого-лингвистической: обучение опирается на живую речь уч-ся, имеющийся речевой опыт, образцовые тексты; за основу аналитико-синтетической работы берется звук (буква вводится как обозначение звука после знакомства с ним); главное внимание уделяется звуковому анализу, артикулированию звуков, развитию речевого слуха; в качестве единицы чтения берется слог; особое внимание уделяется слоговой работе: чтение и произношение слогов, использование слоговых таблиц; осуществляется не только выделение звуков, установление их количества и последовательности, но и определение связей между ними; вводится слогово-зву-ковой анализ слова;

3) с т.зр. организационной: устанавливается определенная последовательность изучения звуков и букв (по частотному принципу); выделяются добукварный (подготовительный) и букварный (основной) периоды обучения; письмо не отрывается от чтения, а идет параллельное ним; реализуется систематическое введение пропедевтических элементов грамматики, словообразования, орфографии (на практической основе);

4) с т.зр. приемов обучения: дифференцированный и индивидуализированный подход к уч-ся в связи со значительными различиями в общем развитии и готовности к чтению и письму у детей; введение элементов моделирования (модели слогов, слов, предложений).

Основа А.-с.м.о.г. — изучение живого произношения слова. В связи с этим был выработан типовой план изучения нового звука и буквы, к-рый применяется в букварный период.

Анализ:

1. Выделение из речи предложений.

2. Деление предложений на слова.

3. Выделение из предложений (или по картинке, загадке) слова для анализа.

4. Деление слова на слоги, установление их количества.

5. Выделение и изучение нового звука из слога (слова), установление его характеристики: гласный или согласный.

6. Установление места данного звука в звуковой структуре слова.   1

7. Обозначение выделенного звука буквой.

Синтез:

1. Составление слогов и слов из разрезной азбуки (печатание).

2. Чтение и преобразование слогов на передвижной азбуке или по слоговым таблицам.

3. Чтение слов по таблице, букварю с опорой на дополнительные пометы.

4. Чтение предложений и связных текстов. Типовой план может изменяться в связи с изучаемым материалом или сокращаться по мере усвоения детьми знаний и приобретения ими навыков в аналитико-син-тетической работе.

В подготовительном периоде выделяется две ступени: безбуквенная и изучение гласных (в белорусско-языках — согласных) звуков. На первой ступени дети •1впы:езают такими понятиями и терминами, как речь,

т^тттэжение, слово, слог, ударение, звук гласный, со-явсЕьгй. буква, слог-слияние, а на второй ступени под-w®7z з >~елъного периода изучаются гласные а, о, и, ы, у и Шршм А а, Оо, Ии, Ыы, Уу. С буквой Э знакомятся гораз-: зже, т. к. она редко встречается в речи. Йотирование гласные Е, Я, Е, Ю также изучаются на более по-здаем этапе, ибо эти буквы обозначают гласные в осо-

— — • тювиях или слияние согласного с гласным. Основной период характеризуется постепенным ус-шшжнением материала, увеличением объема читаемых тэтгоз, повышением уровня сформированное™ навы-Ђi — тгния и письма, углублением анализа содержания ше-чтгтанного. Начало основного периода совпадает с •г ч гнием первой согласной буквы. Главные задачи ос— з ::го периода: изучить все буквы; усвоить сочетания тежз: гграктически усвоить правила графики; выработать *ааых плавного слогового с переходом на целые слова тения; развить интерес к чтению, к литературе; развить з«*5 и мышление.

Основной (букварный) период обучения грамоте означает четыре последовательные ступени. На первой «Зтаени уч-ся овладевают приемами чтения в слове гласных прямых слогов и примыкающих к ним согласных. — Ii второй ступени уч-ся овладевают быстрой ориентации в слого-звуковой структуре слов, закрепляют 6с-ясеяые приемы чтения слов, включающих слияние в раз-« позициях. Обучаются приему выборочного чтения, шгз ильному построению ответов на вопросы, последо-хггсльному пересказу прочитанного. На третьей ступе-«I значительно возрастает объем чтения (несколько тек-1т:з на одной странице), появляются стихотворные тек-ггы. Главное внимание уделяется технике чтения. Де-‘TiM разъясняются правила произношения (орфоэпия) и жяс-рые орфографические явления. Большое внимание пе-тяется развитию связной речи: высказывание по кар-:>:г. активизация и обогащение словаря. На четвертой г-пени читают много разнообразных текстов, при этом рюота приближается к той, которая будет присутствовать т эк ах классного чтения.

Рубрики

Читайте нас ВКонтакте