Личность ребенка не всегда формируется по восходящей линии. Поскольку он еще не имеет устоявшихся взглядов, а существующие нормы и моральные правила поведения еще не стали его собственными, его поведение часто определяется случайными обстоятельствами.
К типичным отклонениям в поведении школьника относятся лень, агрессивность, недисциплинированность, упрямство. Проявляются они в форме проступков, конфликтов с соучениками, учителями и родителями.
Личность школьника с отклоняющимся поведением приходится выправлять или, другими словами, проводить коррекцию ее развития.
Под коррекцией понимается система психолого-педагогических воздействий, направленных не только на преодоление или ослабление отрицательных качеств личности ребенка, но и на формирование противоположных по отношению к ним положительных качеств. Типичные причины отклонений в поведении детей: безнадзорность в семье; отсутствие единства в требованиях отца и матери; потакание капризам и прихотям ребенка; применение физических мер наказания; психологическая изоляция в классном коллективе; отрицательная микросреда; недостаточное работоспособности к торможению.
Тактика коррекционной работы. Эффективность этой работы определяется: искусством общения с детьми; вовлечением в коррекционную работу самого воспитанника (психологический тренинг); формированием цели коррекционной работы (при агрессивности – развитие доброжелательности, лени – воспитание трудолюбия, замкнутости – развитие общительности и т. д.); применением тормозящих приемов (предупреждение, наказание, осуждение, приказание); формированием положительных качеств через созидающие приемы (организация успеха, проявление внимания, заботы, огорчения, просьба, поощрение); выяснением причин поведения; формированием соответствующих мотивов поведения.
В коррекционной работе воспитателя можно выделить следующие этапы:
1. Выяснение причин отклонения в поведении ребенка, а также изучение сильных и слабых сторон его личности.
2. Определение целей и способов действия по искоренению недостатков в поведении и формированию положительного качества, противоположного тому, к-рое является ближайшей причиной отклонений в поведении.
3. Дискредитация, обесценивание отрицательных форм поведения и формирование мотивов положительного поведения (желания избавиться от недостатков, потребности усовершенствовать качества своей личности).
4. Выбор вида деятельности, в к-ром наиболее успешно формируется необходимое положительное качество, и включение в него воспитуемого. Одновременно ведется работа по обеспечению благоприятного положения его в системе межличностных отношений.
5. Закрепление прививаемого качества через упражнение в естественных условиях или специально организованный тренинг и через одобрение положительных изменений.
В процессе всей коррекционной работы у воспитуемого формируется рефлексивное отношение к собственному поведению, к-рое является существенной предпосылкой организации самовоспитания.
- ТРУДНЫЙ РЕБЕНОК в семье
- ТРУДНЫЙ РЕБЕНОК в школе
- Компьютерная преступность и компьютерная безопасность
- МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ
- СОВЕТЫ УЧИТЕЛЮ ПО ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ПЕДАГОГИКЕ
- МОТИВОВ УЧЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЕ
- Социальные идентификации и возможность диалога