Педагогика

КОРРЕКЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ

Личность ребенка не всегда формируется по восходящей линии. Поскольку он еще не имеет устоявшихся взглядов, а существующие нормы и моральные правила поведения еще не стали его собственными, его поведение часто определяется случайными обстоятельствами.

К типичным отклонениям в поведении школьника относятся лень, агрессивность, недисциплинированность, упрямство. Проявляются они в форме проступков, конфликтов с соучениками, учителями и родителями.

Личность школьника с отклоняющимся поведением приходится выправлять или, другими словами, проводить коррекцию ее развития.

Под коррекцией понимается система психолого-педагогических воздействий, направленных не только на преодоление или ослабление отрицательных качеств личности ребенка, но и на формирование противоположных по отношению к ним положительных качеств. Типичные причины отклонений в поведении детей: безнадзорность в семье; отсутствие единства в требованиях отца и матери; потакание капризам и прихотям ребенка; применение физических мер наказания; психологическая изоляция в классном коллективе; отрицательная микросреда; недостаточное работоспособности к торможению.

Тактика коррекционной работы. Эффективность этой работы определяется: искусством общения с детьми; вовлечением в коррекционную работу самого воспитанника (психологический тренинг); формированием цели коррекционной работы (при агрессивности — развитие доброжелательности, лени — воспитание трудолюбия, замкнутости — развитие общительности и т. д.); применением тормозящих приемов (предупреждение, наказание, осуждение, приказание); формированием положительных качеств через созидающие приемы (организация успеха, проявление внимания, заботы, огорчения, просьба, поощрение); выяснением причин поведения; формированием соответствующих мотивов поведения.

В коррекционной работе воспитателя можно выделить следующие этапы:

1.  Выяснение причин отклонения в поведении ребенка, а также изучение сильных и слабых сторон его личности.

2.  Определение целей и способов действия по искоренению недостатков в поведении и формированию положительного качества, противоположного тому, к-рое является ближайшей причиной отклонений в поведении.

3.  Дискредитация, обесценивание отрицательных форм поведения и формирование мотивов положительного поведения (желания избавиться от недостатков, потребности усовершенствовать качества своей личности).

4.  Выбор вида деятельности, в к-ром наиболее успешно формируется необходимое положительное качество, и включение в него воспитуемого. Одновременно ведется работа по обеспечению благоприятного положения его в системе межличностных отношений.

5.  Закрепление прививаемого качества через упражнение в естественных условиях или специально организованный тренинг и через одобрение положительных изменений.

В процессе всей коррекционной работы у воспитуемого формируется рефлексивное отношение к собственному поведению, к-рое является существенной предпосылкой организации самовоспитания.

Рубрики

Партнеры: