Педагогика

КОНСТИТУЦИЯ ЧЕЛОВЕКА

совокупность всех морфологических, физиологических и психических особенностей организма, обусловленных в своем развитии действием общих генетических факторов. Основной предпосылкой в развитии учения о К.ч. было предположение, что морфологические особенности организма могут служить приближенным индикатором физиологических (в т.ч. нейрофизиологических), а также психических особенностей индивида. Многочисленные исследования клинических случаев показали, что между телосложением, внешним видом и нек-рыми психическими свойствами личности существуют определенные корреляции, которые не обязательно проявляются в каждом отдельном случае, но обнаруживаются при статистическом анализе на больших популяциях (Э. Кречмер, У. Шел — дон, Г.Ю. Айзенк и др.). Однако до сих пор нет убедительных доказательств связи особенностей телосложения и психики у нормальных людей. Для определения К.ч. пока не существует общепринятой схемы. Наиболее продуктивными схемами следует признать такие, по к-рым определение типов проводится не по одному параметру, как у Э. Кречмера (астеник-атлет-пикник), а по двум и более (Я.Я. Рогинский, А.А. Малиновский). Проблема К.ч. — комплексная, и ее решение зависит от совместных усилий нескольких наук: антропологии, физиологии, медицины, генетики и психологии.

Рубрики

Читайте нас ВКонтакте