КОНЦЕПЦИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

методологические, теоретические и методические основы экологического воспитания. Целью экологического воспитания является создание оптимальных условий для развития у индивида гармонического взаимодействия с природой, др. людьми и самим собой, иными словами, развитие его экологической культуры до типа экологической гармонии. Перед экологическим воспитанием стоят следующие задачи:

1) сформировать у уч-ся навыки самообразования по вопросам развития взаимодействия природы и общества;

2)  вооружить уч-ся методами самоанализа и самооценки в вопросах взаимодействия с природой, отношения к др. людям и самому себе;

3) развить личностные качества, определяемые экологической культурой гармоничного типа: самоуважение, уверенность в себе, свободу в выборе деятельности, чувство ответственности за свои дела и поступки и т.д.;

4)  формировать умения и навыки практической деятельности по улучшению окружающей среды, взаимоотношения с др. людьми, самоопределение и самоуважение;

5)  развивать духовность в восприятии и признании значимости существования природы, ее объектов, др. людей с их личными взглядами и интересами.

Основными закономерностями процесса формирования экологической культуры являются:

–  зависимость процесса от сформированности у педагога отношения к ученику как субъекту педагогического процесса, для к-рого характерна свобода уч-ся в выборе характера и содержания деятельности;

–  зависимость процесса от сформированности индивидуального экологического пространства учителя и уч – ся, включающего как внешнее, так и внутреннее пространство через самоопределение, самодеятельность, широту охвата окружающей действительности, чувства причастности к происходящему вокруг;

–  зависимость процесса от стиля организации учебно-воспитательной работы в школе, подразумевающего активность, самостоятельность, творческий подход, самоанализ уч-ся и педагога;

–  зависимость процесса от возрастных и психологических особенностей детей, обеспечивающих восприятие действительности, др. людей и себя в жизненном пространстве.

Являясь органической частью целостного процесса формирования человека, экологическое воспитание тесно связано с др. аспектами воспитания (патриотическим, правовым, эстетическим, трудовым и т.д.).

Принципы экологического воспитания подразделяются на две группы. К первой относятся общие дидактические принципы, характерные для всего процесса воспитания, но приобретающие особенности при организации работы по экологическому воспитанию (принцип системности, систематичности, связи теории с практикой, совместной деятельности и др.), а вторая группа включает принципы, характеризующие только экологическое воспитание. Ко второй группе относятся:

–  принцип единства познавательной и практической деятельности в изучении и улучшении природной среды;

–  принцип комплиментарности требует выделения экологического аспекта в нравственном, эстетическом, трудовом, физическом (и т.п.) воспитании;

–  принцип использования обучающей, воспитывающей и развивающей функции изменяемой природы определяет необходимость организации в процессе экологического воспитания непосредственного общения с окружающей средой;

–  принцип взаимосвязи глобального, национального, краеведческого и личностного подходов;

–  принцип творческой координации содержания экологического воспитания исходя из реальных условий и возможностей уч-ся и школы;

–  принцип учета психологических особенностей развития восприятия и сознания школьника, оценки себя в окружающей действительности и людей, к-рые его окружают.

Содержание экологического воспитания включает комплекс идей, отражающих особенности отношения человека к природе, др. людям и самому себе. К ним относят следующие.

Развитие и целостность природы; данная идея объединяет знания о биосфере как едином целостном организме.

Взаимосвязь природы и общества – понимание связей между природой и развитием общества; рациональное использование природы обществом создает возможность прогресса и развития каждой личности.

Изменения природы в процессе труда иногда влечет за собой нежелательные, отрицательные экологические последствия; в связи с этим необходимы поиски новых, экологически оправданных технологий.

Среда и здоровье человека; оставаясь биологическим существом, человек нуждается в экологически приемлемом состоянии окружающей среды: определенном составе воздуха, воды, пищи, земель и т.д.

Профессиональное использование природы; профессиональная деятельность всегда соотносится с личным и общественным представлением об экологически оправданном поведении.

Второй компонент содержания экологического воспитания составляют следующие идеи.

Взаимообусловленность научно-технического развития и уровней потребностей общества.

Проблема утилизации и очистки отходов производства связана с необходимостью обогащения природных ископаемых, устранения всего лишнего, ненужного, того, что человек еще не научился использовать.

Совершенствование природы: разумное создание искусственного климата, систем орошения, осушения болот и т.п.

Психологическое здоровье людей в условиях искусственно созданной среды; создаваемый человеком мир, урбанизация, новые искусственно созданные вещества, продукты питания на основе синтезируемых в искусственных условиях веществ не могут не отразиться на естественном состоянии человека.

Развитие экологически чистых технологий; прогнозирование влияния деятельности человека на др. людей и самого себя – определяющая возможность ответственного отношения к своей деятельности, умение видеть результаты и последствия своей деятельности, оценивать не только сиюминутную выгоду, но и далеко идущие перспективы деятельности.

Третий компонент содержания экологического воспитания определяют следующие положения.

Природа в нравственно-эстетическом развитии личности; для развития необходимых человеку личностных качеств, органов чувств необходимо постоянное общение с окружающей природой.

Объективное восприятие реальности, т.е. восприятие и оценка окружающей действительности, др. людей, себя беспристрастно, такими, каковы есть, а не такими, какими хотелось бы видеть; единство эмоциональных и рациональных процессов в человеке.

Зависимость развития личности от культуры и окружения.

Сформированность общественных интересов.

Демократический характер межличностных отношений – отсутствие предубеждений во взаимоотношениях с людьми.

Способность к творчеству (креативность).

Сформированность субъективного опыта или саморазвитость всех аспектов личности, способствующих чувству внутреннего единства, постоянство относительно его диспозиций, намерений, перспективных целей.

Сформированность целостной жизненной философии – способность видеть целостную картину мира благодаря ясному, систематическому и последовательному выделению значимого в собственной жизни: наличие системы ценностей.

В экологическом воспитании применяются такие методы воспитания, как убеждения, практические задания, создание ситуации выбора, творческие задания, имеющие экологическое содержание.

Формы организации экологического воспитания традиционно можно подразделить на две группы. К первой относятся те, целью к-рых является формирование культуры в самом широком смысле слова. Ко второй группе относятся формы природоохранительного воспитания.

Изложенная выше К.э.в. разработана О.М. Дорошко (2002).

Оставьте комментарий

Do NOT follow this link or you will be banned from the site!