Педагогика

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ

1) совокупность значений (смыслов), придаваемых к-л. элементам определенной теории; широко используется в науке; 2) истолкование, объяснение, разъяснение смысла, значения ч.-л. (напр., нормативного акта); 3) творческое прочтение художественного произведения исполнителем (актером, режиссером, музыкантом и т.д.).

Проблема И. является одной из фундаментальных проблем гносеологии, логики, методологии науки, философии языка, семиотики, теории коммуникации и др. В естествознании И. формализма научной теории фактически означает попытку соотнесения теории с онтологической реальностью, выступая т.о. существенным компонентом ее предметной верификации. При этом соотношение теории и соответствующего фрагмента реальности не всегда может быть описано в языке изоморфизма: возможно наличие у одной теории нескольких И., теории могут выступать в качестве И. друг для друга и т.д. Если в содержательных научных теориях И., как правило, является изначально подразумеваемым и теория использует изначально осмысленные выражения, то для логико-математических формализованных теорий И. является не имманентной, а способы референции предметных областей в формализме — не только не очевидными, но и не обязательными: И. может осуществляться через «перевод» одной аксиоматической системы на язык другой — вне поиска предметной реальности для аппликации обоих языков (классический пример: И. А. Пуанкаре и Ф. Кленом о геометрии Лобачевского-Бойа и о формализме эвклидовой геометрии).

Рубрики

Партнеры: