Педагогика

ИНСТИНКТ

совокупность врожденных компонентов поведения и психики животных и человека. Это жизненно важная целенаправленная адаптивная форма поведения, обусловленная врожденными механизмами, реализующаяся в ходе онтогенетического развития, характеризующаяся строгим постоянством (стереотипностью) своего внешнего проявления у данного вида организмов и возникающая на специфические раздражители внешней и внутренней среды организма. Общепринятого определения И. не существует. В основе инстинктивного поведения сложного характера различают ряд этапов его осуществления: подготовительный, поисковый и завершающий. Различают следующие инстинкты: игровой, пищевой, миграции, подражательный, размножения, родительский, стадный, оборонительный (защитный).

В понятие И. в разное время вкладывалось различное содержание. В одних случаях И. противопоставлялся сознанию, а применительно к человеку термин «И.» служил для обозначения страстей, импульсивного, необдуманного поведения, «животного начала» в человеческой психике и т.д.; в др. случаях И. назывались сложные безусловные рефлексы, нервные механизмы для координации жизненно необходимых движений и т.п. Столь расплывчатая трактовка побудила большинство современных исследователей отказаться от употребления понятия И. в качестве научного термина, сохранив, однако, термин «инстинктивное» как синоним понятий: «генетически фиксированное»* «наследственно закрепленное», «врожденное» поведение, действие и т.п.

Рубрики

Партнеры: