Педагогика

ВРОЖДЕННОЕ В ПСИХИКЕ

все имеющееся сразу после рождения, определяемое как наследственностью, так и процессами пренатального периода. Термины «врожденный», «прирожденный» (т.е. имеющийся к моменту рождения) обычно употребляют в смысле «полученный от природы», «переданный по наследству». Однако с научной т.зр. это нестрого: до рождения индивид проходит длительный путь внутриутробного развития, в течение к-рого он подвергается «средовым воздействиям». Поэтому термин «наследственный» более точен для выражения предполагаемого смысла. Т.о., врожденное не сводится к наследственному и наследственное не сводится к врожденному.

Ребенок рождается более беспомощным, чем детеныши подавляющего большинства животных. Он обладает сравнительно ограниченным фондом безусловно-реф — лекторных форм поведения, приспособлений к внешней среде. Сразу после рождения вступают в действие рефлексы, обеспечивающие работу основных систем организма дыхания, кровообращения, пищеварения, удовлетворяющие потребности в кислороде, тепле, пище (т.н. органические потребности). У новорожденных детей выражен сосательный рефлекс в ответ на прикосновение к коже, губам, щекам, языку. В первые дни жизни проявляются и защитные рефлексы. Так, сильное раздражение кожи ребенка непременно вызывает отдергивание. Из защитных рефлексов отчетливо проявляются также мигательный и зрачковый рефлексы. Включаются природные механизмы терморегуляции. Проявляются у новорожденного и нек-рые атавистические рефлексы, доставшиеся ему от далеких предков и угасающие в течение трех месяцев жизни. Ребенок может повиснуть, сжав в кулачке палец взрослого, и висеть на одной руке продолжительное время без видимого утомления. Это т.н. рефлекс Робинсона, или «обезьяний» рефлекс. Такова и природа рефлекса ползания или отталкивания (он ничего общего не имеет с образованием настоящего ползания), рефлекс плавания (новорожденный буквально с первых минут жизни свободно передвигается в воде). У новорожденного во время сосания молока все его др. движения задерживаются, затормаживаются возникает «пищевое сосредоточение». В первые же дни у ребенка можно отметить и «вестибулярное сосредоточение», связанное с раздражением вестибулярного аппарата (от покачивания он затихает, перестает кричать). Все эти безусловные рефлексы регулируются спинномозговыми и подкорковыми нервными центрами, к-рые, так же как и органы чувств ребенка, в достаточной мере созревают к моменту рождения. На большую часть внешних воздействий новорожденный отвечает глобальными, недифференцированными движениями ручек и ножек. Кора больших полушарий еще не полностью сформировалась: нервные клетки почти не имеют ответвлений, проводящие пути не покрыты защитными миелиновыми оболочками. Это приводит к широкой иррадиации возбуждения и затрудняет образование условных рефлексов. Отсутствие значительного количества врожденных форм поведения составляет не слабость^ а силу ребенка он обладает почти безграничными возможностями усвоения нового опыта, приобретения новых форм поведения, присущих человеку. Однако выживание ребенка, его адаптация к окружающему миру и развитие невозможны без взрослого, без его взаимодействия с новорожденным. Взрослый человек активно способствует развитию ребенка, формированию новообразований в его психике.

Рубрики

Партнеры: