Педагогика

ИМПРОВИЗАЦИЯ (педагогическая)

деятельность учителя (преподавателя), воспитателя, осуществляемая в ходе педагогического общения, без предварительного осмысления, обдумывания. Целью педагогической И. является нахождение нового решения в конкретных условиях обучения и воспитания. Сущность педагогической И. составляет быстрое, гибкое и адекватное реагирование на возникновение педагогической задачи.

Недостаточный учет педагогом быстро меняющихся ситуаций школьной жизни ведет к формализму в учеб — но-воспитательном процессе, отчуждении от него уч-ся. И. позволяет снижать напряжение, актуализировать знания, вовлекать уч-ся в сотворчество, делает учебно-воспитательный процесс притягательным, ненавязчивым, жизненным. Овладение умением и искусством педагогической И. — один из путей восхождения к педагогическому мастерству. В И. личностные качества педагога проявляются с особой яркостью. В основе И. лежат общекультурная и профессиональная подготовка учителя, знание учителем предмета, педагогики и педагогической психологии, развитые педагогические умения и навыки, педагогическая техника, такт и т.д.; особое значение имеет творческая доминанта, т.е. развитые внимание, воображение, интуиция, состояние творческого поиска и вдохновения.

Специфика педагогического внимания состоит в том, что оно, с одной стороны, «рассеяно» на многочисленные объекты, с другой — сконцентрировано на решении педагогических задач и непрерывном анализе деятельности уч-ся. Распределенность внимания позволяет учителю «улавливать» момент начала возможной И., неожиданные повороты в течение занятия, реакцию уч-ся на такие повороты. Концентрация внимания способствует выбору пути осуществления И., эффективности ее публичного протекания и оперативному анализу ее результатов.

Воображение учителя способствует рождению своеобразной педагогической идеи, выбору пути, отбору средств и качеству ее реализации, помогает учителю заранее подготовить отдельные И., предугадать возможность и результат их включения в учебно-воспитатель — ный процесс.

Теоретически в процессе педагогической И. можно выделить четыре этапа. 1-й — момент возникновения педагогической идеи при условии сиюминутной ее реализации; 2-й — выбор пути реализации педагогической И.; 3-й — центральный этап, от которого зависит эффективность И., — воплощение или реализация педагогической идеи, зримая часть И. На 4-м этапе анализируется процесс воплощения педагогической идеи, принимается решение о продолжении И., если в ходе ее рождается новая идея, или о ее завершении.

Способы И. различны. В учебно-воспитательном процессе педагогическая И. в зависимости от условий выступает как прием, методическое средство обучения и воспитания. В школьном обучении часто применяются И. с «домашней заготовкой». Анализ деятельности мастеров педагогического труда показал, что наибольший эффект достигается в процессе движения от индивидуальной И. педагога к коллективной, совместной И. учителя и уч-ся. Отечественные педагоги А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий и др. были выдающимися импровизаторами. Один из основополагающих девизов Макаренко — «немедленный анализ и немедленное действие» — является призывом к педагогической И., а обоснованный им «метод взрыва»-разновидностью педагогической И. Психологами К. А. Эрбергом, Н.А. Энгельгардом, С.О. Грузен- бергом в 20-30-х гг., В.А. Кан-Каликом, Б.М. Руниным в 80-х гг. XX в. доказано, что И. — первотворчество, в ней в свернутом виде присутствуют все этапы творческого процесса. С помощью И. элементы педагогической техники приобретают признак новизны. И. придает педагогической деятельности творческий характер.

Обучение И. может осуществляться двумя путями: через вкрапление элементов И. в ход преподавания учебных дисциплин и обучение приемам И.; второй путь — специальный тренинг, к-рый включает изучение структуры процесса И., анализ уроков с точки зрения возможного и реального применения И., групповое составление педагогических задач и их импровизационный показ и т.д.; специальные упражнения для развития педагогического мастерства с акцентом на совершенствование речи, внимания, воображения. (См.: Рунин Б.М. О психологии импровизации. JL, 1980; Харькин В.Н. Педагогическая импровизация. М., 1980).

Рубрики

Партнеры: