Игровое воображение

Многие родители поддерживают развитие игрового воображении и стимулируют ролевое поведение разнообразными приемами прямого или косвенного воздействия. Полуторагодовалая девочка играет с мишкой, а мама подсказывает ей: «Скажи: "Привет, мишка"». Другая, двухгодовалая девочка, указывая в сторону матери соломинкой от коктейля, говорит: «Это волшебная палочка». Мама тут же откликается: «О! Ты превратила меня в лягушку!» Многочисленные отечественные и зарубежные исследования согласуются с идеей Л.С.Выготского о зоне ближайшего развития, формирующейся в общении со взрослым. Ролевая игра ребенка со взрослым длится дольше, отличается разнообразием и сложностью. Участие взрослых усиливает способность ребенка к воображению и действиям в мнимой ситуации в игре.

В. Хэйт в исследовании, посвященном ретроспективным воспоминаниям взрослых об их детских играх, подтвердила значимость для ребенка людей, которые часто играли с ним [32]. Алан Мили, например, за свое воображение, породившее образ сказочного леса со всеми его знаменитыми обитателями, благодарит поощрявших его детские игры родителей. А Вивиан Голланд вспоминает, что ее отец, Оскар Уайльд, был великолепным игровым партнером: он ползал на четвереньках и изображал то льва, то волка, то лошадь.

Данные, полученные в процессе изучения детей 4- 11 лет, обнаруживают надежные взаимосвязи между уровнями воображения родителей и детей [32]. Родители детей с развитым воображением часто играют в ролевые и творческие игры, одновременно ограничивая время, которое ребенок проводит у телевизора.

М.Пэттон описывает недавнее исследование детско-родительского взаимодействия в условиях стимуляции игровой активности детей. Наблюдение позволило выделить две группы родителей: играющих и неиграющих. «Неиграющие родители были охарактеризованы как пассивные наблюдатели за игрой, поучающие детей, разрушающие их планы, подавляющие их. Типичными формами поведения этих родителей были: отстраненность от игровых и исследовательских действий ребенка, наблюдение за игровым процессом со стороны, а также бесцеремонное вторжение в игру ребенка с нравоучениями или порицаниями, касающимися его игровых действий. Среди играющих родителей были выделены три группы: играющие совместно с детьми (ко-игроки), играющие параллельно и играющие отдельно от детей. Представители всех трех групп производили впечатление людей, получающих удовольствие от самой игры и процесса обучения» [32].

Читайте далее:

Оставьте комментарий