Педагогика

ГИБКОСТЬ МЫШЛЕНИЯ

способность личности изменять намеченный вначале путь (план) решения задачи, если он не удовлетворяет тем условиям проблемы, к-рые постепенно вычленяются в ходе ее решения и к-рые не удалось учесть с самого начала. Г.м. обеспечивает достаточно полный учет специфических условий решения именно данной задачи, строгое подчинение логики всех рассуждений обоснованию и доказательству избранного пути решения. Именно благодаря Г.м. человеку удается найти новый подход, новые способы решения, наиболее полно отвечающие требованиям задачи. Антиподом Г.м. является его неподвижность, закостенелость, ригидность.

Психологи пытаются измерить Г.м. Испытуемых просят перечислить все возможные способы использования обиходных предметов молотка, банки из-под консервы, кирпича и др. Одни лица, обладающие Г.м., быстро переходят от одного класса явлений к другому, указывают, напр., что кирпич можно использовать как строительный материал для любых сооружений, как подставку для раскалывания орехов, как груз, к-рый кладут, чтобы ветер не захлопнул окно или дверь, как метательный снаряд в драке; его можно растолочь и использовать для чистки металлической посуды, применить вместо гири, вместо грелки, вместо молотка и т.д. Др. испытуемые сначала пытаются перечислить все возможные способы сооружений, в к-рых используется кирпич, а затем уже переходят к поискам использования кирпича для др. целей, а не по специальному назначению. Можно ожидать, что люди с более высоким показателем Г.м. имеют больше шансов натолкнуться на нужную идею при решении к.-л. практической задачи.

Добавить мысль

Нажмите, если хотите добавить

Рубрики

Партнеры: