ЭКОЛОГИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СРЕДЫ

включение в педагогическую среду природных объектов и их комплексов; служит важным фактором формирования развивающейся личности. Роль педагогической среды как фактора формирования развивающейся личности подчеркивалась рядом выдающихся педагогов прошлого (К.Д. Ушинский, И.Г. Песталоцци, Я.А. Ко – менский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и др.). Выглядит ненормальной ситуация, когда процесс экологического образования проходит в интерьерах, лишенных растительных композиций, аквариумов, птичьих вольер, плакатов и фотостендов на экологические темы. Только педагогическая среда, насыщенная соответствующими природообразными стимулами, создает уникальное настроение, благодаря к-рому каждое слово педагога по экологической проблематике становится более «весомым», значимым, убедительным. Э.п.с. обусловливает постоянное воздействие на уч-ся всей совокупности психологических релизеров: естественных (в т.ч. и поведенческих), создает возможности для вступления в контакте природными объектами и, следовательно, возможности получения «ответов» от них. Размещение в учебном заведении экологических стендов позволяет включить в педагогический процесс специально отобранные социальные релизеры и экологические факты. Показательно, что детям с определенного возраста (6-7 лет) свойственно желание экологизации своей жизненной среды. Практически каждый ребенок просит родителей «завести» собачку, котика, попугайчика, хомячка, аквариум. Более старшие школьники уже сами стремятся экологизировать свою среду: оборудуют аквариумы, птичьи клетки, приносят в дом различных животных (от лягушек до ворон). Подростки, обладающие высокой интенсивностью непрагматического отношения к миру природы, не ограничиваются одним комнатным животным, они экологизируют свою среду максимально, создавая целые коллекции аквариумных животных, кактусов и т.д. У многих из них это увлечение сохраняется на всю жизнь.

Т.о., Э.п.с. (как школьных интерьеров, так и’пришкольных территорий) является необходимым условием экологического образования и воспитания.

Читайте далее:

Оставьте комментарий