Педагогика

ДИАГНОСТИКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

обследование человека в целях определения индивидуальных особенностей развития его психики: способностей, личностных черт, мотиваций, отклонений от психической «нормы» и т.д. Процедура Д.п.р. состоит из двух этапов: 1) сбора психодиагностической информации; 2) постановки диагноза и формулировки рекомендаций. Существуют два способа получения психодиагностической информации: 1) при кратком более или менее разностороннем обследовании с применением ряда психодиагностических методик (тестов); 2) при длительном изучении человека в условиях учебно-воспитатель — ного или лечебного учреждения. В свою очередь, краткое диагностическое исследование делится на два вида: а) психологическое тестирование, при к-ром достигается стандартность процедуры и дается количественная оценка уровня психического развития; б) психодиагностическое комплексное обследование (клинический метод по Ж. Пиаже), при к-ром выдвигаются и проверяются психодиагностические гипотезы и дается качественная характеристика психики человека. Д.п.р. включается в процесс психологической консультации и заканчивается выдачей психологических рекомендаций. Полученные данные используются для определения путей обучения (это особенно важно при Д.п.р. детей с нарушениями развития), лечения (в психиатрии, психоневрологии, нейрохирургии), в целях профориентации и профотбора и т.п. В последние годы распространены комплексные тестовые батареи, дающие многомерную характеристику психического развития детей (напр., шкала Бейли). Широко используются тесты уровня развития поступающих в школу. Результаты Д.п.р. в определенной мере позволяют оценивать эффективность содержания и методов той или иной системы обучения и воспитания детей.

Рубрики

Партнеры: