Педагогика

ДЕЙСТВИЯ ПЕРЦЕПТИВНЫЕ

структурные единицы процесса восприятия, обеспечивающие сознательное выделение нек-рого аспекта чувственно заданной ситуации, а также преобразование сенсорной информации, и приводящие к построению образа, адекватного предметному миру и задачам деятельности. По мнению Б.Г. Ананьева, Д.п. — это множество макро — и микродвижений, участвующих в обследовании объектов окружающего мира (видение, слышание и слушание, осязание и ощупывание, обнюхивание, дегустация). Впервые понятие «Д.п.» было выдвинуто в отечественной психологии; близкие взгляды развивали и отечественные физиологи.

Генетическая связь Д.п. с практическими действиями проявляется в их развернутом внешнедвигательном характере. В ощупывающих движениях руки, в движениях глаз, прослеживающих видимый контур, происходит непрерывное сравнение восприятия с оригиналом, проверка и коррекция образа. Развитие Д.п. сопровождается значительным сокращением моторных компонентов, и процесс восприятия внешне приобретает форму одномоментного акта «усмотрения». Эти изменения обусловлены формированием разветвленных систем эталонов сенсорных и оперативных единиц восприятия, к-рые позволяют превратить восприятие из процесса построения образа в более простой процесс опознания. Сенсорные эталоны соответствуют таким общественно выработанным системам сенсорных качеств, как шкала музыкальных звуков, система фонем родного языка, система основных геометрических форм. Усваивая их, ребенок начинает пользоваться ими как своеобразными чувственными мерками. В результате возрастает и точность, и произвольность сенсорно-перцептивных процессов.

Рубрики

Партнеры: