Полезное

Нашествие зомби или чем опасны тренинги

Самый главный страх, связанный с психологическими тренингами, – что их организаторы «зомбируют» участников, путем искусных манипуляций превращая их в сектантов со стеклянными глазами. По большому счету, ситуация любого тренинга располагает к измененному состоянию сознания.

«Интенсивность обучения, когда за короткий срок нужно усвоить большое количество информации, вводит участников тренинга в транс, – поясняет Юрий Живоглядов. – В этом состоянии человек теряет способность к адекватной оценке реальности.

Нечистоплотные тренеры могут воспользоваться этим, применяя различные манипулятивные техники по работе с сознанием, что и дает на выходе из этих тренингов психологические проблемы и даже нарушение душевного здоровья у их участников».

От манипуляций не застрахован никто – это как цыганский гипноз, на который попадаются вполне современные образованные люди. Но обезопасить себя заранее можно – просто разобравшись, на какой тренинг идти не стоит.

Не секрет, что тренинги сейчас – это бизнес. Хорошо продающая любой товар классическая схема «изображение проблемы – предложение легкого решения» работает и здесь. Поэтому включите свою подозрительность на максимум, если вам предлагают быстрые и простые решения: «Всего за три дня вы обретете уверенность в себе!», «Научитесь зарабатывать деньги после курса из десяти занятий!»

Обилие восклицательных знаков, риторические вопросы («Вы устали от одиночества?», «Вы хотите стать миллионером?»), слишком жизнерадостный тон объявления – дополнительные «звоночки»: тут что-то нечисто. Но главное, что должно насторожить потенциального участника, – расплывчатые, неконкретные обещания и громкие непонятные слова. Потому что тренинг – мероприятие очень простое по содержанию, без глобального смысла и претензий на полное преобразование вашего внутреннего мира.

«Само слово «тренинг» пришло из речи людей, которые занимаются выездкой лошадей, и означает просто-напросто дрессировку, натаскивание, – поясняет Анастасия Кунцевская, практикующий психолог, кандидат психологических наук. – Назначение любого тренинга, в бизнес-сфере или в социально-психологической, – выработка конкретных навыков. Обычно этот навык отображается в названии, например, «Мастерство диалога», «Искусство самопрезентации», «Тренинг ассертивности» (то есть уверенного неагрессивного поведения).

Вы имеете полное право задать тренеру вопрос, чему конкретно он собирается вас научить, и получить четкий ответ: «По прохождении нашего тренинга вы получите то-то и то-то». Если в ответ слышите «мы сделаем вашу жизнь лучше» либо цитаты восточных мудрецов, – это явный признак того, что с тренером что-то не так».

Ответственность участника тренинга в том, чтобы самому понимать, что именно он хочет получить. «Моя задача как организатора, если я провожу семинар или тренинг, – создать безопасное пространство, – рассказывает Виктор Гречановский, психотерапевт, автор тренинга «Мастерская отношений». – В это понятие входит прежде всего состав участников: важно, достаточно ли они социальны, дружелюбны по отношению к другим людям, способны уважать личные особенности другого человека, согласны принимать и выполнять правила общения.

Узнать это можно на предварительном собеседовании, а также в самом начале тренинга, который традиционно начинается с представления участников. Для них также всегда остается возможность покинуть группу, если работа становится некомфортной или неприемлемой: если тренер не отпускает никого со своего мероприятия, – это нехороший признак».

Светлана Евсюкова, «Женский журнал»

Рубрики

Читайте нас ВКонтакте