АВГУСТИН

Аврелий (354—430) — христианский теолог и философ, признанный в католицизме святым. Р. в Тагасте (Сев. Африка, Нумидия). Ведя в молодости вполне «языческий» образ жизни, А. затем примкнул к секте манихеев, в к-рой провел ок. 10 лет. Сильное влияние на А. оказал также неоплатонизм. После знакомства с Амвросием Медиоланским обратился к христианству и в 387 принял крещение. С 391 — пресвитер, а с 395 — епископ Гиппона (Сев. Африка). Автор мн. богословских соч. — диалогов, проповедей, посланий, А. сыграл огромную роль в разработке католической догматики. А. принадлежит онтологическое доказательство бытия Бога, вытекающее из идеи о существовании всесовершенного существа не только в человеческом сознании, но и в действительности. Бог, создавший этот мир и его атрибуты — время, пространство, растительный и животный мир, человеческие тело и душу, — творит его непрерывно. В автобиографичной «Исповеди» (ок. 400) А. прослеживает процесс становления личности во всей ее противоречивости. Рассматривая «темные» стороны человеческой души, он приходит к выводу о необходимости божественной благодати (к-рая одна может спасти человека от греховной земной жизни) и загробного воздаяния. Блаженство дает обладание истиной, к-рая достигается путем самопознания человека, его неустанной духовной работой. Эта истина, заключенная в человеческой душе, и приводит к Богу. В трактате «О граде Божием» (413—426), написанном под впечатлением от захвата вестготами Рима, А. «граду земному» — грешному, языческому миру, воплощением к-рого является Римская империя, противопоставляет «град Божий» — общину избранных, объединенных любовью к Богу и христианскими добродетелями, т. е. церковь. Ход человеческой истории, по А., предопределен божественным провидением и представляет собой борьбу темных и светлых сил, язычества и христианства. Осуждая насилие, присущее государственной власти, А. вместе с тем признает ее необходимость. А. яростно боролся с ересями своего времени — донатизмом, пелагианством, а также с манихеями, к к-рым некогда принадлежал сам. Для средневекового богословия А. являлся непререкаемым авторитетом в вопросах религии и философии, одним из отцов церкви. К его наследию обращаются представители различных филос. направлений — от неосхоластов до экзистенциалистов, к-рые видят в А. одного из своих предшественников.

С. О. Овчинников

Читайте далее:

Оставьте комментарий

Сохранить информацию?

Send this to a friend

Adblock
detector