АПРОБАТИВНАЯ ЭТИКА

(от лат. approbatio — одобрение) — теории морали, в к-рых под добром понимается то, что получает санкцию к.-л. авторитета (повелевается или одобрено им). В зависимости от того, кто или что считается таким авторитетом (Бог, моральное чувство человека или об-во), А. э. подразделяется на теологические, психологические и социально-апробативные теории. Примером первых может служить этическое учение неопротестантизма, где высшим законом морали считается безусловная воля Бога. Концепции второго вида получили название теории нравственного чувства. Создателями социально-апро — бативной этики являются фр. социологи Дюркгейм и Леви-Брюль. Согласно их теории «коллективных представлений», моральные оценки и предписания лишены к.-л. объективного и познавательного смысла и основаны лишь на том, что они санкционированы властью об-ва. Поэтому бесполезно пытаться доказать их истинность научно. Впоследствии психологическое и социально-апробативное понимание явлений морали привело к их скептической и нигилистической интерпретации (Логический позитивизм, Эмотивизм). В целом А. э. отрицает наличие объективных критериев оценки в морали, что влечет за собой отказ of рационально — критического отношения человека к своим собственным или бытующим в об-ве нравственным представлениям, принятие их на основе слепой веры или субъективной склонности.

О. Г. Дробницкий, А. А. Гусейнов

Добавить мысль

Рубрики