Педагогика

АНТРОПОСОФИЯ

(от греч. anthropos — человек и sophia — мудрость) — оккультно-мистичес — кое учение, возникшее в Германии в начале 20 в.

Основатель А. — Рудольф Штейнер (1861—1925). До 1909 он входил в Теософское об-во, основанное Блаватской. В 1913—1915 в местечке Дорнах (Швейцария) Штейнер основал Антропософский центр «Гётеанум». В России А. известна с момента ее возникновения; антропософское об-во было открыто здесь в 1913 и просуществовало до 1923. Идеи А. разделяли А. Белый, М. Волошин, М. Чехов, В. Кандинский и др. В настоящее время работы Штейнера продолжают издаваться, существуют антропософские медицинские центры, открываются Вальдорфские школы, идеология, методика воспитания и образования к-рых основана на его идеях, в том числе на идее неразрывности физических, душевно-духовных и космических сил в каждом человеке. А., по утверждению ее последователей, — это путь к раскрытию тайных сил Космоса и человека посредством развития в каждом индивиде его высших способностей. Исходный импульс для вступления на путь А. — осознание того, что есть нечто высшее и более ценное, чем мы сами, есть «иные миры», реально существующие наряду с нашим, чувственно воспринимаемым, а путь к познанию и приобщению к ним лежит в глубинах души человека-. А. использует психологические приемы порождения и контроля психических процессов: концентрацию внимания на отдельных предметах или их сторонах (соответственно происходит вытеснение из поля сознания др., несущественных предметов или сторон); медитацию, т. е. «углубление» и «уплотнение» содержания этих предметов мысли; рефлексивное отстранение субъекта от им же порожденных идеальных предметов; визуализацию в чувственно-образной форме содержания сознания. Тем самым культивируется способность общаться с этими «квазипредметными» образованиями как с независимыми от его воли сущностями. Конечное состояние человека на этом пути — ощущение блаженства от чувства полноты жизни, в том числе от ощущения одновременного существования во мн. мирах, от осознания бессмертия души и возможности посвятить себя «служению миру и человечеству». А. причудливо сочетает мн. интеллектуальные и религиозные традиции Запада и Востока, но в отличие от теософии Блаватской здесь явно преобладают элементы зап. культуры. Исходная филос. предпосылка А. — кантианское разграничение феноменального и ноуменального миров. Но если для Канта сами познавательные способности человека препятствуют его интеллектуальному проникновению в мир ноуменов, то в А. принимается идея о возможности достроить «обычное» человеческое сознание качественно иными способами познания, позволяющими видеть, слышать, понимать и общаться с предметами и существами из «иных миров». Большое значение в А. придается, вслед за Гёте, свету в его посреднической функции соединения чувственного и сверхчувственного миров. Для А.религия в ее обрядовых и догматических формах — это «внешнее выражение высших духовных событий» и потому является полезным приближением к антропософским истинам. А. утверждает существование нескольких уровней жизни человека: физического, эфирного, астрального, ментального. В А. оппозиция внешнего и внутреннего изначально снимается, т. е. любые внешние «физические» действия и события, в том числе особые танцы, музыка, осаны, имеют соответствующие буквальные значения в «ином мире»; и наоборот, экстатические состояния психики, ее образы, сно — видческие периоды влияют на состояния физического мира, в том числе и на тело человека. Человек, собственно, должен добиваться того, чтобы факт его существования во мн., в том числе и сверхчувственных мирах, был бы им действительно осознан, а его деятельность по планированию своей жизни осуществлялась бы с учетом всех последствий, в том числе и в «иных мирах». Но это осознание «совокупного бытия человека» — только одна сторона его обязанностей. Вторая сторона — осознание того, что он в действительности существует над временем, лишь временно воплощаясь в др. телах (инкарнация). Человек, и в этом его космическая миссия, есть живой мостик, соединяющий и гармонизирующий собою качественно различные миры, и потому он является незаменимым элементом эволюции космоса.

М. А. Дрыгин

Добавить мысль

Нажмите, если хотите добавить

Рубрики

Партнеры: