(от греч. anarchia — безначалие, безвластие) — филос. и социально-политическое течение, призывающее к полному отказу от всех форм государственного, правового и институционального управления об-вом. Анархистские идеи встречаются уже в античности и в средние века. Критику отчуждающей роли государства можно встретить у Лао-Цзы, Аристина, Зенона, стоиков, впоследствии — в анабаптистской, гуситской и др. ересях. Однако в строгом смысле А. в виде теоретически оформленной позиции возникает в кон. 18 в. как реакция на формирование собственных противоречий капиталистического производства и результат разочарования в этатистском пафосе эпохи Просвещения (Этатизм). Историко-филос. традиция относит к А. чрезвычайно отличающихся друг от друга мыслителей: Годвина, Пру дона, Штирнера, Бакунина, В. Такера, Толстого, Кропоткина и др. Хотя их концепции построены на различных филос. и нравственных основаниях, по — разному объясняют истоки и смысл общественного развития, средства и цели социальных изменений, имеются общие принципиально важные подходы, позволяющие объединить их в рамках одного филос. направления — А. Во-первых, в этих концепциях осн. причиной социальной несправедливости признается существование гос-ва и его по — литико-правовых институтов. Во-вторых, отрицается любая форма организации об-ва «сверху — вниз» и провозглашается негативное отношение ко всем типам государственного устройства: монархии, парламентской демократии, диктатуре пролетариата и др. В-третьих, гос-во и право понимаются как полностью отчужденные и даже противопоставленные гражданскому об-ву институты. В-четвертых, условием свободы личности признается отсутствие любых форм власти, правового принуждения. Как политическое течение внутри революционного движения А. сформировался после раскола I Интернационала. У его истоков стояли рус. революционные народники Бакунин и Кропоткин. Революционный А. призывал к ликвидации гос-ва и установлению идеального, по его убеждению, общественного строя, основанного на имущественном равенстве и свободном соглашении разл. территориальных и производственных общин. В нач. 20 в. в России широкое распространение получило движение «христианского А.», приверженцами к-рого были преимущественно последователи JL Толстого. Гл. в их социальных воззрениях было представление о коренной несовместимости гос-ва, церкви, права с христианскими идеалами добра и справедливости. В наши дни идеи А. продолжают оказывать влияние на ряд филос. и общественно-политических концепций, напр. на взгляды «новых левых», «зеленых», «левых радикалов», сторонников альтернативных движений и др.

С. А. Мндоянц

Добавить мысль

Рубрики