Великие люди

АКСАКОВ

Константин Сергеевич (1817—1860) — рус. философ, литератор, публицист, один из представителей славянофильства, в творчестве к-рого проявились хилиастические и анархические мотивы. Осн. категориями историософии А. служат понятия гос-ва и «земли» (народа). Конечной целью истории А. объявляет построение царства Божьего на земле, поэтому гос-во, основанное на насилии, есть лишь неизбежное зло. Но отношения между гос-ом и «землей» (народом) на Западе и в России складывались совершенно различно. В Европе гос-ва возникли путем завоевания, и поэтому в их основе лежат насилие, рабство и вражда, рус. же гос-во было первоначально основано на добровольности, свободе и мире. Второй фактор, определяющий различие исторических путей России и Европы, А. видит в различии вероисповеданий, но отводит ему по сравнению с Хомяковым и И. Киреевским меньшую роль, чем отношениям между гос-вом и «землей». Мир и гармония между служилыми и земскими сословиями в России были нарушены в результате реформ Петра I. Гос-во, к-рое ранее занималось исключительно политическими проблемами, стало вмешиваться во все сферы жизни народа: экономическую, бытовую, нравственную. В результате взаимное доверие между правительством и народом было утрачено. Для исправления этого зла А. предлагает прежде всего дать возможность «земле» свободно выражать свое мнение по вопросам неполитического характера и периодически созывать земские соборы. Большую роль в историософии А. играла община, под к-рой он понимал не социально-историческую форму, а любое сообщество людей, связанных неформальными отношениями любви и братства. Община в таком толковании имеет нек — рые черты сходства с соборностью у Хомякова. Наряду с этим А. идеализирует конкретную общину — рус. «мир», осн. достоинство к-рой состоит в том, что она в своей деятельности руководствуется не внешней правдой, правом, а «внутренней правдой», совестью. Идеализация общины приводила А. к выводу, что свобода волеизъявления «земли» — это свобода не отдельного человека, а общины, «мира». В этом А. видел антитезу индивидуалистическому, революционному Западу. Соч.: Поли. собр. соч. (I860—1880. Т. 1—3); «Теория государства у славянофилов» (1898).

В. И. Керимов

Рубрики

Партнеры: