АБСТРАКЦИЯ

(от лат. термина abstractio — отвлечение, введенного Боэцием как перевод греч. термина, употреблявшегося Аристотелем) — одна из форм познания, заключающаяся в мысленном отвлечении от ряда свойств предметов и отношений между ними или выделении, вычленении к.-л. свойства или отношения. Иногда эти абстрагированные свойства и отношения мыслятся как связанные с известными классами объектов («металл», «атом», «натуральное число»). В др. случаях они мыслятся изолированно от тех предметов, с к-рыми они в действительности неразрывно связаны («красота», «нравственность», «стоимость», «полезность»). В процессе А. приходится отвлекаться и от нек-рых субъективных возможностей человека. Напр., невозможно «пересчитать» весь натуральный ряд чисел, но тем не менее в отвлечении от такой возможности создается А. актуальной (т. е. «сосчитанной», «завершенной») бесконечности. Процесс А. является необходимым условием образования самых различных понятий. Более того, с процессами А. связано всякое познание вообще. Без них невозможно раскрытие сущности, проникновение в глубь предмета. Расчленение предмета и выделение в нем существенных сторон, всесторонний анализ их в «чистом» виде — все это результат абстрагирующей деятельности мышления. Критерием того, насколько А., вводимые в науку, являются подлинно научными, служит практика. Превращение продуктов А. — понятий, идей — в сущность и первооснову мира характерно для идеалистической философии. Совр. номинализм позитивистского толка отрицает необходимость для науки абстракций высоких уровней, лишая ее важнейших средств познания действительности, ее потенциальных эвристических возможностей.

Д. П. Горский

Читайте далее:

Оставьте комментарий