Мартинус - Космические лекции

1. Отношение человека к своим ближним

Процесс формирования человеческой судьбы осуществляется в рамках трёх основных сфер жизнедеятельности. Эти три великие сферы жизни суть 1) сфера отношения человека к своим ближним, т.е. к другим людям; 2) сфера его отношения к животным, а также 3) сфера его отношения к самому себе, т.е. к своему собственному организму. Именно в рамках этих трёх сфер или областей жизни формируются судьбы людей — через действия и поступки самих людей, и поэтому крайне важно начать изучение этих судьбозадающих сфер жизнедеятельности человека. Именно этой цели, цели распространения знаний среди человечества, и служит духовная наука. Она может руководить действиями людей и направлять их в нужное русло, она может способствовать развитию в них умения наблюдать и ориентироваться в данных сферах, и она же может научить их видеть истинную причину или подоплеку всевозможных бед, несчастий, страданий и лишений, которыми переполнена человеческая жизнь.

Отношение человека к своим ближним

Первая основная сфера формирования судьбы человека это сфера его отношения к своим ближним, в первую очередь к людям. Каково же отношение человека к своим друзьям-собратьям по планете на сегодняшний день? — Что и говорить, оно куда лучше, чем в те дни, когда поклонение нордическим богам, в рамках действующей религии, позволяло человеку безнаказанно убивать своих врагов или самому быть убиту. Но, с другой стороны, люди сегодня куда более хитроумны и изощрённы в деле совершения убийств и преступлений, чем раньше. Они наделены таким сказочным умением применять свои воинственные таланты в зоне действия истребляющего принципа, что, если бы более могущественные силы не сдерживали их необузданного рвения и жажды убийства, они вскоре взорвали бы саму планету. Но, к счастью, до этого не дойдёт. Мировая творящая сила, куда более мощная, чем сила всех земных людей, вместе взятых, управляет эволюцией человечества и заботится о том, чтобы люди не зашли дальше положенных границ, но при этом, однако, смогли бы всё же накопить тот полезный горький опыт, который им необходим на этой стадии развития.

В сфере отношения человека к себе подобным не всё обстоит благополучно. Ложь, обман, зависть, клевета, подкуп, ненависть и презрение к своему ближнему — все эти факторы явно не способствуют человеческому счастью. Вполне может быть, что и сами эти ближние — люди, мягко говоря, малоприятные, люди, которые наговаривают или злословят о вас, или каким-либо иным образом мешают вам жить. Но если это так, если другие действительно мешают и не дают вам жить в спокойствии и радости, то ведь это не что иное, как их ответная энергетическая реакция, которая, как и все прочие энергетические реакции и взаимодействия в материи жизни, отражает ваши же собственные поступки и действия. Но именно такая реакция со стороны окружающих показывает как нельзя более наглядно, каким образом нужно строить или в какую сторону нужно менять своё собственное поведение.

Обратите внимание, что эти другие, оговаривающие вас, злословящие о вас или каким-либо иным образом выражающие вам свою неприязнь и антипатию, — эти другие воистину не знают, что делают. Такого рода поступки — результат их несовершенства и неразвитости. Не знай мы этого, мы бы легко могли прогневаться на них, захотели бы им отомстить или как-то иначе пресечь их неблаговидные деяния и сделать их недееспособными. Но мы знаем, чем вызвано подобное их поведение, и разве это знание не придаёт нам несравненно большей силы противостоять их нападкам? Разве это знание не придаёт нам несравненно большей уверенности, что мы и выше, и чище, и лучше их?

«Не хватало только, чтобы я разбирался со всем этим!» — часто приходится слышать от многих людей, и это, пожалуй, самое глупое выражение из всех, какие приходится слышать. Воистину, нужно разбираться! Возможно, для многих этот призыв звучит не менее глупо, но разбираться в своих отношениях с ближними действительно нужно, ибо в этом — ваша собственная судьба, которая возвращается к вам точно в том же самом виде, в каком вы сами приуготовляете её для окружающих.

Проще говоря, настигает и поражает нас только то, что мы же сами ранее сделали или совершили. Правда, иногда в этой жизни нам приходится расплачиваться и за то многое, что мы совершили в жизни предыдущей, хотя люди в таких случаях обычно говорят: «Как узнать, что мы когда-то это совершили, если мы этого не помним?». Но об этом вовсе не нужно помнить. Те страдания, которые человек причинил другому, возвращаются к нему же и формируют в нём новое свойство — способность сочувствовать и сопереживать страданиям других людей, а также умение понимать, что же это такое — страдание. Развитие этой гуманной способности приводит к тому, что у людей формируется дар или умение любить ближних своих, как самих себя. Эта способность формируется в нас благодаря тем «пощёчинам» или «оплеухам», которые мы в изобилии получаем от своих ближних. Но главными виновниками этих «пощёчин и оплеух» или, точнее говоря, наших же собственных бед, страданий и неурядиц, являются не эти ближние, а в первую очередь мы сами. Согласитесь, разве это не божественно, разве это не справедливо, что мы, совершив какой-либо поступок или действие, испытываем его воздействие — по принципу отражения — на самих себе, причём даже не в чистом виде, а с теми или иными привходящими последствиями! Ведь если мы, к примеру, положим в кофе соль, кофе не станет от этого сладким, но будет таким, каким должно быть, — солёным. И что толку, если мы придём в ярость из-за того, что оно не стало сладким? Вещества действуют в точности так, как им свойственно. И то же самое относится ко всем нашим поступкам, на которые материя жизни реагирует в точности так, каковы сами эти поступки. И именно данный принцип и отражает несравненное божественное устройство самой жизни и всего сущего в ней.

Испытывая на самих себе последствия своих же собственных поступков, совершённых по отношению к другим, люди постепенно развивают в себе ощущение или чувство сопричастности ко всему в жизни, на основе которого они сами приходят к пониманию того, что именно им следует делать, а что не следует. Однако сфера жизни весьма обширна, и в ней ещё очень много таких сторон или областей, где люди по-прежнему знать не знают и ведать не ведают, что же им делать и как поступать, чтобы всё было логично и совершенно. Эти области как части обширной сферы жизни представляют собой некое экспериментальное поле или полигон, где люди убивают, насилуют, мучат, терзают, калечат и клевещут друг на друга. Они считают, что поступают правильно и справедливо — хотя подобная «справедливость» основывается на принципе «Око за око и зуб за зуб», — но постепенно обнаруживают, что, поступая подобным образом, никогда не смогут достичь вершин совершенства. Если бы страдания, действующие по принципу обратной отдачи, по той или иной причине не возвращались к людям и не содействовали формированию в них гуманизма и человеколюбия, люди никогда бы не смогли стать существами совершенными. Нельзя покончить с войной, затевая новую войну! Нельзя вывести с полей сорняки, засевая эти поля сорняками! Такое абсолютно исключено! Поэтому нельзя сеять войну, а пожинать мир. Поэтому нельзя сеять рожь, а пожинать пшеницу. Можно пожинать только то, что посеял. И если человек хочет мира, то он должен сеять этот мир. Надеюсь, из сказанного ясно, что та ситуация, которая складывается сегодня вокруг и внутри самого человечества, сама по себе божественна, хотя и мучительна и отзывается болью и страданиями.

Смерть как освобождение

Божественно также и то, что мы наделены неким организмом, через который мы способны воспринимать страдания и чувствовать их на себе. Этот организм не есть наша подлинная сущность, это не мы сами, это лишь оболочка или пристройка к нашей духовной сущности. Эта физическая облочка, т.е. наш организм, частично выступает в роли некоего вспомогательного инструмента, позволяющего нам познавать различные явления в физической материи, а частично является своего рода «рабочей формой» или «комбинезоном», который можно пачкать, пятнать или заносить до ветхости и из которого затем, в ходе процесса, называемого «смертью», можно спокойно высвободиться. Со смертью «человек истинный», т.е. человеческая самость, освобождается от всех своих мучений, страданий, бед и забот, а заодно и от своего изношенного или обветшавшего тела. В духовном или космическом аспекте это выглядит не настолько ужасно, как это представляется в плане физическом. Все, умирающие на полях сражений или в результате несчастного случая или аварии, тем самым освобождаются от мук и страданий и больше уже не страдают. Те же, кто выживает и остаётся инвалидом, вынуждены остаток дней своих доживать в этом плачевном состоянии, и им приходится в известной мере страдать от этого, но это страдание, как уже было сказано, органически и неразрывно связано с самой их судьбой.

Рубрики

Читайте нас ВКонтакте