Педагогика

ЗАПЕЧАТЛЕНИЕ

специфическая форма научения животных, при к-рой в их памяти фиксируются отличительные признаки объектов, вызывающие нек-рые врожденные поведенческие акты. Такими объектами в естественных условиях являются прежде всего носители типичных признаков вида: родительские особи, детеныши одного помета, половые партнеры, а также пищевые объекты, постоянные враги и т.п. (см. Импринтинг). Наиболее изученная форма 3. — «реакция следования» зре — лорождающихся птенцов или детенышей млекопитающих за родителями и друг за другом. Эта реакция обеспечивает сплоченность семьи, возможность охраны и ухода за потомством и формирование механизмов внут — ригруппового поведения. 3. возможно лишь в течение определенного, обычно весьма ограниченного периода времени, называемого сенсибильным (или критическим). Процесс 3. совершается чрезвычайно быстро (часто при первой же встрече с объектом 3.), без пищевого или иного дополнительного подкрепления. Как правило, результат 3. не поддается в дальнейшем изменению (необратимость 3.). Фиксируемая при 3. совокупность признаков объекта приобретает характер постоянно действующей пусковой ситуации. Одновременно происходит восполнение соответствующего врожденного пускового механизма недостающими компонентами.

Рубрики

Партнеры: