Педагогика

ЗАПЕЧАТЛЕНИЕ

специфическая форма научения животных, при к-рой в их памяти фиксируются отличительные признаки объектов, вызывающие нек-рые врожденные поведенческие акты. Такими объектами в естественных условиях являются прежде всего носители типичных признаков вида: родительские особи, детеныши одного помета, половые партнеры, а также пищевые объекты, постоянные враги и т.п. (см. Импринтинг). Наиболее изученная форма 3. — «реакция следования» зре — лорождающихся птенцов или детенышей млекопитающих за родителями и друг за другом. Эта реакция обеспечивает сплоченность семьи, возможность охраны и ухода за потомством и формирование механизмов внут — ригруппового поведения. 3. возможно лишь в течение определенного, обычно весьма ограниченного периода времени, называемого сенсибильным (или критическим). Процесс 3. совершается чрезвычайно быстро (часто при первой же встрече с объектом 3.), без пищевого или иного дополнительного подкрепления. Как правило, результат 3. не поддается в дальнейшем изменению (необратимость 3.). Фиксируемая при 3. совокупность признаков объекта приобретает характер постоянно действующей пусковой ситуации. Одновременно происходит восполнение соответствующего врожденного пускового механизма недостающими компонентами.

Добавить мысль

Нажмите, если хотите добавить

Рубрики