индивидуальное сочетание устойчивых психических особенностей человека, обусловливающих типичный для данного субъекта способ поведения в определенных жизненных условиях и обстоятельствах. X. тесно связан с др. сторонами личности человека, в частности с темпераментом, к-рый выражает внешнюю форму выражения X., накладывая своеобразный отпечаток на те или иные его проявления. X. человека как социального существа детерминирован его общественным бытием. Он представляет собой единство индивидуального и типического. С одной стороны, индивидуальное своеобразие жизненного пути, условий жизни и деятельности каждого отдельного человека формирует разнообразие индивидуальных черт и проявлений характера. С др. стороны, общие, типические обстоятельства жизни людей, живущих в одинаковых общественных условиях, формируют общие стороны и черты X. Типичные X. являются продуктом общественно-исторических условий. X. в целом различают по их определенности и цельности. Определенный X. — это X. с наличием одной или нескольких выраженных доминирующих черт. У людей с неопределенным X. подобные черты отсутствуют или выражены очень слабо. Выделяют цельные и противоречивые X. Цельные X. отличаются отсутствием противоречий между осознанием целей и самой деятельностью, единством мыслей и чувств. Противоречивому X. свойствен разлад убеждений и деятельности, наличие несовместимых друг с другом мыслей и чувств, целей и мотивов, противоречивых стремлений, желаний и побуждений. В структуре X. выделяют обычно две группы черт. К первой группе черт X. относят те, в к-рых выражается система отношений человека к действительности. К чертам X., выражающим отношение к др. людям, относятся, напр., чуткость, гуманность, искренность, правдивость. Ко второй группе черт X. принадлежат волевые, определяющие умение и готовность управлять своим поведением в соответствии с определенными принципами, — целеустремленность, настойчивость, решительность, самообладание, выдержка, мужество, смелость или, соответственно, отрицательные черты — упрямство, нерешительность, трусость. В зависимости от развития волевых черт X. выделяют сильные и слабые X. Слабохарактерность — отрицательное качество, даже если оно сочетается с высокой общественной направленностью личности.

Решающее влияние на формирование X. ребенка оказывает воспитание. X. начинает складываться уже в раннем детстве. В зависимости от конкретных условий жизни ребенка, от отношения к нему взрослых уже на первом году жизни начинает оформляться индивидуальное своеобразие его поведения. В дошкольном возрасте можно наблюдать элементарные характерологические проявления, хотя на этом этапе их еще преждевременно рассматривать как сложившиеся черты характера. Важнейшим условием формирования X. выступает психологическая атмосфера семьи, стиль семейного воспитания. Типичные ошибки родителей — чрезмерная забота о ребенке, навязчивая опека либо, наоборот, попустительское отношение к его поведению — приводят к формированию таких отрицательных черт, как пассивность, неспособность преодолевать трудности и разумно управлять своими действиями. В этом случае страдает как направленность личности (ребенок не усваивает жизненно необходимых отношений к явлениям действительности), так и волевая сторона X. Для становления положительных черт X. необходимо внимание и участие со стороны родителей и педагогов, к-рые не только удовлетворяют насущные потребности ребенка, но и помогают самому освоить приемлемые способы решения встающих перед ним проблем. Немалую роль при этом играет общение со сверстниками, в частности — сюжетно-ролевые игры, в к-рых ребенок осваивает необходимые навыки общежития и получает представление о том, как расценивается др. людьми его собственное поведение. Формирование черт X. первоначально проходит стадию формирования соответствующих временных, ситуационных психических состояний как переходных элементов к устойчивым свойствам X. Если определенные формы поведения и психические состояния возникают достаточно часто и систематически поощряются, то они постепенно закрепляются и становятся чертами характера. Воспитание X. в этом смысле происходит путем преднамеренного создания системы таких ситуаций, где бы у ребенка возникали нужные психические состояния.

Добавить мысль

Рубрики