Онтогенез игры

Высший уровень развития игры

Социальное удовольствие появляется позже, когда у детей развивается потребность во взаимной договоренности в области игры. При этом «эмоциональным двигателем игры , — как подчеркивает Ж.Пиаже, — является не простое соревнование. Стремясь одержать верх, ребенок старается бороться сосвоими партнерами, соблюдая общие правила» [57]. Социальное удовольствие, согласно Ж. Пиаже (в отличие от ряда других ученых), рождается из следования правилам, овладения правилом, а не от конкуренции и выигрыша. Речь идет не только о том, чтобы соревноваться с другими детьми, но чтобы упорядочить игру посредством систематизированного свода обязательных норм игрового поведения. Игра становится социальной по своему характеру, ориентированной на договоренность и сотрудничество. Игра с правилами открывает для ребенка возможность взаимного оценивания через знание и соблюдение правил с достижениями, признаваемыми всеми участниками (так как выигрыш — «по закону»).

Высший уровень развития игры с правилами, согласно Ж. Пиаже, это коллективные отношения между играющими, где возможные рассогласования заранее прогнозируются и преодолеваются путем организованного введения новых необходимых правил. На последней стадии развития отношения к правилу доминирующим становится интерес к правилу как таковому, ребенок развлекается, исследуя правило, меняя и усложняя его. Ж.Пиаже описывает поведение десяти-одиннадцатилетних мальчиков, иллюстрирующее этот уровень развития игры с правилами. Дети, прежде чем начать игру в снежки (казалось бы, не предусматривающую никаких правил), потратили свыше четверти часа, выбирая командира (президента), голосуя за разные правила и штрафные санкции в случае нарушения правил.

Важно отметить, что начиная с раннего детства все окружение оказывает на ребенка влияние, внушая ему понятие закономерности, наличия причинно-следственных отношений между событиями и регламентированности событий. Однако ребенок интериоризирует далеко не все правила. Чувство ответственности, добровольной готовности следовать правилу появляется лишь тогда, когда ребенок, по мысли Бовэ, принимает предписание, исходящее от лиц, по отношению к которым он испытывает уважение. Пиаже подтверждает своими исследованиями эту идею, расширяя условие присвоения правила как обоюдное уважение равных между собой индивидов. «Коллективное правило, следовательно, предстанет перед нами как продукт не только влияния одного индивидуума на другого, но и взаимного одобрения двух индивидуумов» [57].

До тех пор пока ребенок рассматривает правило как внешнее, принуждающее (в игре или в морали), он фактически не учитывает это правило. Действующим оно становится в отношениях сотрудничества и кооперации, характерных для равных партнеров, т.е. для сверстников, в отличие от отношений принуждения, типичных для взаимодействия со взрослым. Кооперация между равными изменяет практическую позицию ребенка и его отношение к правилу — от безусловного уважения к добровольному соблюдению. Автономность сознания позволяет ребенку открыть истинный смысл правил как необходимого условия договоренности. Правила, которые придумывают дети в играх, становятся первыми собственными социальными правилами детского сообщества.

Рубрики

Партнеры: