Педагогика

ВОСПИТАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ

составляющая часть общественного воспитания, направленная на формирование у граждан экологического сознания, один из главных путей гармонизации взаимоотношений общества и природы; последовательное развитие у подрастающего поколения и у всего населения высокой экологической культуры, включающей в себя гуманное отношение к природе, чувство ответственности за ее судьбу как наивысшую национальную и общечеловеческую ценность естественную и единственную основу жизни на Земле; утверждение в сознании и деятельности людей принципов рационального природопользования, рачительного отношения к природным ресурсам, формирование навыков и умения решать те или иные хозяйственно-экономические задачи без ущерба для окружающей среды.

Для экологического сознания характерны следующие особенности. 1. Высшую ценность представляет гармоничное развитие человека и "природы. Природное признается изначально самоценным, имеющим право на существование «просто так», вне зависимости от полезности или бесполезности и даже вредности для человека. Человек не собственник природы, а один из членов природного сообщества. 2. Отказ от иерархической карти ны мира. Человек не признается обладающим какими — то особенными привилегиями на том основании, что он имеет разум, наоборот, его разумность налагает на него дополнительные обязанности по отношению к окружающей его природе. Мир людей не противопоставлен миру природы, они оба являются элементами единой системы. 3. Целью взаимодействия с природой является максимальное удовлетворение потребностей как человека, так и всего природного сообщества. Воздействие на природу сменяется взаимодействием. 4. Характер взаимодействия с природой определяется своего рода «экологическим императивом»: правильно и разрешено только то, что не нарушает существующее в природе экологическое равновесие. 5. Природа и все природное воспринимается как полноправный субъект по взаимодей — ч ствию с человеком. 6. Этические нормы и правила равным образом распространяются как на взаимодействие между людьми, так и на взаимодействие с миром природы. 7. Развитие природы и человека мыслится как процесс коэволюции, взаимовыгодного единства. 8. Деятельность по охране природы продиктована необходимостью сохранить природу ради нее самой.

Т.о., для экологического сознания характерны: ориентированность на экологическую целесообразность, отсутствие противоположности человека и природы, восприятие природных объектов как полноправных субъектов, партнеров по взаимодействию с человеком, баланс прагматического и непрагматического взаимодействия с природой.

Рубрики

Читайте нас ВКонтакте