Педагогика

ВООБРАЖЕНИЯ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

Возникновение образов воображения (фантазии) это результат деятельности мозга коры и подкорки. Сложность структуры воображения и его связь с эмоциями дает основание предполагать, что физиологические механизмы воображения расположены не только в коре, но и в более глубоко залегающих отделах мозга. Такими глубинными отделами мозга, принимающими участие с к-рой больших полушарий в формировании образов фантазии и их включении в процессы деятельности, являются структуры гипоталамо-лимбической системы (гипоталамус в его связях с древней корой и подкорковыми областями, образующими лимб или границу вокруг передней части ствола мозга у входа в полушария головного мозга). Экспериментально выяснено, что при повреждении гипоталамо-лимбической системы у человека могут происходить характерные расстройства психики: возникает впечатление, что его поведение не регулируется определенной программой и состоит из серии отдельных, изолированных актов, впрочем, самих по себе достаточно сложных и целостных. Если такого больного, напр., послать в магазин и дать ему список покупок, то он выполнит задание достаточно аккуратно. Но, закончив покупки, он уже не сможет понять, что надо с ними делать, и станет бесцельно бродить, пока не получит новую инструкцию о необходимых действиях или пока не наткнется на к.-л. предмет, к-рый вызовет у него привычные реакции, напр., на зеленый свет светофора. Такие больные могут повторить ряд цифр, прочитанных ими, или отрывок из книги, но они не в состоянии наметить даже простой план действий и предвидеть их последствия. Предполагается, что в подобном случае повреждение затронуло структуры, к-рые ответственны за планирование поведения, составление программы будущих действий, а наиболее обычная и наиболее важная роль воображения как раз и состоит в выработке плана, программы поведения.

Рубрики

Партнеры: