Педагогика

ВОЛЯ

свойство человеческой психики, проявляющееся в активной самодетерминации и саморегуляции им своей деятельности и поведения вопреки внешним и внутренним препятствиям, влияниям и воздействиям. Благодаря В. человек может по собственной инициативе, исходя из осознанной необходимости, выполнять действия в заранее спланированном направлении и с заранее предусмотренной энергией. Более того, он может соответственно организовать свою психическую деятельность и направить ее. Усилием В. можно сдержать внешние проявления эмоций или даже показать совершенно противоположные. Итак, В. направляет или сдерживает действия человека, а также организует психическую деятельность, исходя из имеющихся задач и требований. Для возникновения волевой регуляции необходимы определенные условия наличие препятствий и преград. В. тогда и проявляется, когда возникают трудности на пути к цели: препятствия внешние-время, пространство, противодействие людей, физические свойства вещей и др.; препятствия внутренние отношения и установки, болезненные состояния, усталость и др. Все эти препятствия, отражаясь в сознании, вызывают волевое усилие, которое создает мобилизационную готовность для преодоления трудностей. Многообразие ситуаций, требующих срочной волевой регуляции, — преодоление препятствий, направленность действия в будущее, конфликт мотивов, конфликт между требованием подчинения социальным нормам и имеющимся желаниям и пр., — сводимо к трем реальностям, в основе к-рых лежит необходимость: 1) восполнение дефицита побуждения к действиям при отсутствии их достаточной мотивации; 2) выбор мотивов, целей, видов действия при их конфликте; 3) произвольная регуляция внешних и внутренних действий и психических процессов. Как социальное новообразование психики, В. можно представить как систему различных психических процессов или как особое внутреннее действие, включающее различные внешние и внутренние средства. Участие мышления, воображения, эмоций, мотивов и пр. в волевой регуляции приводило в истории науки к преувеличенной оценке либо интеллектуальных процессов (теорий В, интеллектуалистические), либо аффективных процессов (теории В. эмоциональные). Появились теории, где В. рассматривалась как первичная способность души (см. Волюнтаризм).

Развитие волевой регуляции прежде всего связано с формированием: 1) богатой мотивационно-смысловой сферы; 2) стойкого мировоззрения и убеждений; 3) способности к волевым усилиям в особых ситуациях деятельности. Оно также связано с переходом от внешних способов изменения смысла действия к внутренним. Закрепившиеся волевые свойства обозначаются такими терминами, как целеустремленность, решительность, выдержка, самостоятельность, мужество, настойчивость.

Рубрики

Читайте нас ВКонтакте