Педагогика

ВНИМАНИЕ

процесс и состояние настройки субъекта на восприятие приоритетной информации и выполнение поставленных задач. Иначе говоря, это познавательный процесс, заключающийся в преимущественной устремленности сознания человека на определенный объект или явление, в результате чего они отражаются полнее, отчетливее, глубже. В. является обязательным условием продуктивности всякой сознательной деятельности. Особенно велика его роль в познавательной деятельности, в частности в учебной деятельности. Непонимание учебного материала, плохое запоминание его, ошибки при выполнении учебных заданий и т.п. часто вызываются отсутствием или недостаточностью В. уч-ся. В свою очередь В. в большей мере зависит от характера деятельности, в к~рую вовлечен человек, и от ее значения для данного человека. Велика зависимость внимания от особенностей личности человека: от его потребностей, интересов (в особенности познавательных), идейной направленности, волевых качеств, темперамента, характера. Значительную роль играет настроение, а также физическое состояние человека (утомление или бодрое самочувствие).         ,

Круг проблем изучения В. выделился в результате дифференциации более широкого философского понятия «апперцепция» (Лейбниц, Кант, Гербарт). В работах Вундта это понятие было отнесено к процессам, через к-рые происходит четкое осознание содержания воспринимаемого и его интеграция в целостную структуру прошлого опыта «творческий синтез». Значительный вклад в развитие представлений о В. был внесен русским психологом Н.Н. Ланге, разработавшим теорию волевого В. Подобно французскому психологу Т. Рибо, он связывал В. с регуляцией идеомоторных движений, осуществляемых при восприятии и представлении объектов.

В современной психологии исследования В. проводятся в психологии общей, инженерной, медицинской, возрастной, педагогической, нейропсихологии и психологии труда. В. занимает особое место среди психических явлений. Выступая неотрывной стороной познания, чувства и воли, оно не сводится ни к одной из этих трех сфер психического. В. — динамическая сторона сознания, характеризующая степень его направленности на объект и сосредоточения на нем с целью обеспечения его адекватного отражения в течение времени, необходимого для выполнения определенного акта деятельности или общения. В. проявляется в избирательном отражении материальных или идеальных объектов в соответствии с потребностями субъекта и с целями и задачами его деятельности. Это своего рода целесообразная воля, очень важный компонент в структуре деятельности. Он обеспечивает индивиду возможность сосредоточенности и направленности сознания («фокус» сознания) на объекты, к-рые он воспринимает в ходе деятельности и о к-рой думает и говорит. Благодаря устойчивому В. он глубже осознает свою практическую жизнь и деятельность, что обеспечивает избирательное отношение к миру, людям и к самому себе,.

В отечественной психологии разработана теория В. как функции внутреннего контроля за соответствием умственных действий программам их выполнения (П.Я. Гальперин и др.). Развитие такого контроля улучшает результативность любой деятельности и ее планомерное формирование, позволяет преодолеть нек-рые дефекты В., напр. рассеянность. Различают следующие виды В.: внешнее, внутреннее, непроизвольное, произвольное, послепроизвольное.

Рубрики

Партнеры: