Педагогика

ВЛАСТЬ

особое отношение между людьми, способность осуществлять свою волю. Традиция интерпретации В. в терминах дихотомии «господин раб» восходит к Платону и Аристотелю. В. необходима для сдерживания эгоистической природы человека и проявляется в отношениях «государь подданные». Проблема власти была систематически проанализирована немецким социологом М. Вебером, к-рый выделил, в частности, личностный и формально-рациональный типы В. При анализе В. принято рассматривать в качестве одного из ее видов семейную В. и учитывать различные ее формы (руководство, управление, организация, контроль) и методы (авторитет, право, насилие). Природа В., по мнению французского философа М.П. Фуко, обращена к сфере бессознательного. В. — способность, право и возможность распоряжаться к.-л., ч.-л., оказывать решающее воздействие на судьбы, поведение и деятельность, нравы и традиции людей с помощью различных средств закона, права, авторитета, воли, суда, принуждения; политическое господство над людьми, их общностями, организациями, над странами и их группировками; система государственных органов; лица, органы, облеченные соответствующими государственными, административными полномочиями, или обладающие разного рода

влиянием, полномочиями по обычаю, или присвоившие их себе. Испытание В. — поистине нелегкий экзамен для всех и каждого, ибо слишком велик соблазн увлечься личными и корыстными интересами, обратить на пользу только себе колоссальные возможности и влияние, приносимое включенностью во власть ее привилегиями. Ответ на вопрос, что есть В., — условие понимания роли В. и ее потенций, условие успеха в исследовательской и педагогической деятельности.

В. — явление многоплановое. Существует много видов В.: отца, семьи, учителя, армии, церкви, общества и т.д. Влияние В. на судьбы людей наглядно, зримо, ощутимо, материально. Наряду с государственной В. существует конституционная, общественная, экономическая, политическая, духовная, военная, В. центра и местная, личная, родительская и др. Многочисленны ее субъекты и объекты, носители, держатели и обладатели; разнообразны ее масштабы, объемы и вариации; многогранны аспекты (В. семьи, В. в семье, В. над семьей и т.п.). В. над кем-то необходима индивиду для удовлетворения его воли к В. как проявления самосохранения и самоутверждения. В. — далеко нередко стремление возвыситься над себе подобными и повелевать ими. Здесь В. предстает как не до конца распознанная страсть, одно из всепоглощающих, желанных и вместе с тем тягостных человеческих влечений. Но одновременно В. как действительность есть сфера активной деятельности, приложения сил, талантов, дарований, умений, мастерства; трудная профессия, область карьеры.

Существует искусство В., т.е. высокая степень мае — • терства властителей и властных органов в государстве, а также лиц, выделившихся по своей роли, воле и влиянию в самых разнообразных человеческих группах, группировках (структурах, сословиях, сообществах, партиях, организациях, религиозных объединениях, разного рода коллективах, семьях и даже случайных компаниях).

Рубрики

Партнеры: