Таким образом, если вера в Провидение не является порождением разума, то она, следовательно, представляет собой некое укоренённое в человеке свойство или врождённую органическую функцию. Подобно тому, как семя таит в себе зародыш того растения, из которого оно вышло, точно так же и в любом человеке заложена вера или идея о том, что всё наделено жизнью, т.е. что за любым движением или проявлением стоит некая живая суть. Другими словами, в каждое живое существо изначально заложено свойство или талант верить: вначале в то, что всё – живое, а затем в то, что это живое есть Провидение или Бог. Это свойство или талант бессознательно присутствует даже у зверя, чему свидетельством – его предсмертный крик. Что представляет собой этот крик, издаваемый в агонии или в смертельно опасных ситуациях, как не проявление упомянутого свойства – призывать криком на помощь неведомое Провидение? Но если даже зверь, существо неразумное, наделён свойством, дающим ему инстинктивное ощущение того, что существует Провидение, то это Провидение действительно должно существовать. То, чего нет, что не существует, не может порождать какие бы то ни было реальные явления или ощущения. За каждым свойством и способностью ощущения или восприятия непременно должно стоять «нечто», что и обосновывает наличие самого этого свойства. Наличие у нас глаз или зрения обусловлено исключительно такой реальностью, как свет; точно так же, если бы не существовал звук, то мы никогда не имели бы ушей или органов слуха. Все наши способности, свойства и таланты обусловлены, таким образом, некоей изначально имевшейся внешней причиной. Поскольку все без исключения люди, стоящие на примитивной стадии развития, незыблемо верят в то, что за всеми явлениями физического мира присутствует Провидение, то эта вера для них столь же естественна и органична, как зрение или слух. Зрение и слух являются сами по себе бесспорным доказательством существования света и звука; точно таким же образом и вера в существование Провидения является бесспорным доказательством того, что Провидение действительно существует. То же обстоятельство, что это Провидение не поддаётся всестороннему охвату и истолкованию с позиции разума, а немногие попытки Его разумного истолкования отмечены печатью крайней наивности и слабости, нисколько не отменяет самого принципа или факта Его существования.
На первых стадиях развития своего разума человек выступает как безбожник или неверующий
Чтобы понять, как выглядит это Провидение или как Оно существует, требуется развитие совершенно иных свойств и способностей, а именно: интеллектуальной способности, или разума. Именно в эпоху развития и становления разума и живёт ныне человечество. Если первое свойство (то, из чего возникает способность верить) есть порождение инстинкта и чувства, не подкреплённых разумными или логическими обоснованиями, то развитие разума, в конце концов, наделит человека той способностью, которая даст ему недостающие логические обоснования или абсолютное знание о Боге. Развитие этой способности приведёт человека на путь поиска исчерпывающих ответов и объяснений. Поскольку же на первой стадии своего становления и развития эта способность непосредственно связана с физическими чувствами человека, то следствием этого является пока всестороннее развитие материалистического знания о жизни. Это знание в свою очередь всё больше и больше привязывает человека к материи, веществу или всему тому, что можно взвесить и измерить. Но по мере того, как человек всё больше углубляется в это материалистическое знание, оно всё больше укрепляет в нём сомнение в существовании Провидения и делает его безбожником или неверующим. Оно отталкивает людей от абсолюта жизни. Они поэтому начинают верить, что всё возникло чисто случайно и что человек – венец творения природы, высшая и конечная форма жизни.
- Стерегущие порог
- Кибернетика — наука ХХ века
- Принтеры
- АНГЛИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
- Социальные идентификации и возможность диалога
- Предварительное вступление по поводу моих лекций и всей моей духовной деятельности
- Искусственный интеллект