Педагогика

УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ ЛИЧНОСТИ

стремление к достижению целей той степени сложности, на к — рую человек считает себя способным. У.п.л. характеризует: 1) уровень трудности, достижение к-рого является общей целью серии будущих действий (идеальная цель);

2)  выбор субъектом цели очередного действия, формирующейся в результате переживания успеха или неуспеха ряда прошлых действий (У.п.л. в данный момент);

3)  желаемый уровень самооценки личности (уровень «Я»). В основе У.п.л. лежит такая оценка своих возможностей, сохранение к-рой стало для человека потребностью. У.п.л. может быть частным — он относится к достижению в отдельных областях деятельности (напр., в спорте, музыке, науке и т.п.) или человеческих отношений (стремление занять определенное место в коллективе, в дружеских, семейных или производственных отношениях). В основе такого У.п.л. лежит самооценка в соответствующей области. У.п.л. может носить более общий характер, т.е. относиться ко многим областям жизни и деятельности человека, в к-рых проявляются его умственные, нравственные и др. качества. Понятие «У.п.л.» введено К. Левином. У.п.л. в экспериментальных условиях формируется под влиянием успеха или неуспеха в деятельности, однако решающим фактором в его становлении является не сам по себе объективный успех или неуспех, а переживание субъектом своих достижений как успешных или неуспешных. У.п.л. может быть адекватным возможностям индивида и неадекватным (заниженным, завышенным). Завышенный У.п.л. может стать источником аффекта неадекватности — устойчивого отрицательного эмоционального состояния, возникающего в связи с неуспехом в деятельности и характеризующегося либо игнорированием самого факта неуспеха, либо нежеланием признать себя его виновником.

При воспитании детей важно учитывать особенности У.п.л., т.к. его соответствие возможностям ребенка — одно из условий гармоничного развития личности. Его несоответствие возможностям является источником возникновения различных конфликтов ребенка как с др. людьми, так и с самим собой, что может привести к отклонениям в развитии личности.

Рубрики

Партнеры: