Педагогика

УРОК

основная форма организации обучения в современной школе. По образному выражению Н.М. Вер — зилина, У. — это солнце, вокруг к-рого, как планеты, вращаются все др. формы учебных занятий (Верзилин Н.М. Проблемы методики преподавания биологии. М., 1974). До настоящего времени в педагогической науке преобладающим является мнение, согласно к-рому У. — это систематически применяемая для решения задач обучения, воспитания и развития уч-ся форма организации деятельности постоянного состава учителей и уч-ся в определенный отрезок времени. У. — форма организации обучения с группой уч-ся одного возраста, постоянного состава, занятие по твердому расписанию и с единой для всех программой обучения. В этой форме представлены все компоненты учебно-воспитательного процесса: цель, содержание, средства, методы, деятельность по организации и управлению и все его дидактические элементы. Сущность и назначение У. в процессе обучения как целостной динамической системы сводится, т.о., к коллективно-индивидуальному взаимодействию учителя и уч-ся, в результате к-рого происходит усвоение уч-ся знаний, умений и навыков, развитие их способностей, опыта деятельности, общения и отношений, а также совершенствование педагогического мастерства учителя. Тем самым У., с одной стороны, выступает как форма движения обучения в целом, с другой — как форма организации обучения, предопределяемая основными требованиями к организационному построению У. учителем, вытекающими из закономерностей и принципов обучения. Руководствуясь ими, учитель подготавливает У. как систему подлежащих решению дидактических задач (обучения, воспитания и развития) в процессе обучения данным конкретным составом уч-ся в конкретных условиях жизнедеятельности школы. Второй аспект понятия «У.», согласно концепции М.И. Махмутова, можно сформулировать следующим образом: «У. — это динамичная и вариативная форма организации процесса целенаправленного взаимодействия (деятельностей и общения) определенного состава учителей и уч-ся, включающая содержание, формы, методы и средства обучения и систематически применяемая (в одинаковые отрезки времени) для решения задач обучения, развития и воспитания в процессе обучения. Функция У. как организационной формы обучения состоит в достижении завершенной, но частичной цели, к-рая, напр., в одном случае состоит в усвоении нового, целостного содержания, в другом — в частичном усвоении на уровне осознанного восприятия и запоминания (закрепления). В первом случае структура У. как целостной системы будет повторять в основном структуру обучения как целостного процесса, во втором, — лишь частично отразит целостный процесс обучения. Это говорит о том, что особенности У. как организационной формы обучения обусловлены целью и местом каждого отдельно взятого

У. в целостной системе учебного процесса и вопросами о том, нужен ли аргумент и в чем он состоит, всегда ли нужен опрос, обязательно ли домашнее задание, как лучше организовать коллективную или групповую работу, как учесть индивидуальные особенности уч-ся, как связать У. с предыдущими и последующими У. и др., к-рые с позиции рассмотрения процесса обучения не являются существенными. Они имеют значение только при решении задачи оптимальной организации обучения и вопроса о структуре и типах У.

Среди общих требований, к-рым должен отвечать качественный современный урок, выделяются следующие:

1.  Использование новейших достижений науки, передовой педагогической практики, построение У. на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса.

2.  Реализация на У. в оптимальном соотношении всех дидактических принципов и правил.

3.  Обеспечение надлежащих условий для продуктивной познавательной деятельности уч-ся с учетом их интересов, наклонностей и потребностей.

4.  Установление осознаваемых уч-ся межпредметных связей.

5.  Связь с ранее изученными знаниями и умениями, опора на достигнутый уровень развития уч-ся.

6.  Мотивация и активизация развития всех сфер личности.

7.  Логичность и эмоциональность всех этапов учеб — но-воспитательной деятельности.

8.  Эффективное использование педагогических средств.

9.  Связь с жизнью, производственной деятельностью, личным опытом уч-ся.

10.  Формирование практически необходимых знаний, умений, навыков, рациональных приемов мышления и деятельности.

11.  Формирование умений учиться, потребности постоянно пополнять объем знаний.

12.  Тщательная диагностика, прогнозирование, проектирование и планирование каждого У.

Каждый У. направляется на достижение триединой цели: обучить, воспитать, развить. С учетом этого общие требования к У. конкретизируются в дидактических, воспитательных и развивающих требованиях. К дидактическим требованиям относятся: четкое определение обучающих задач каждого У.; рационализация информационного наполнения У., оптимизация содержания с учетом социальных и личностных потребностей; внедрение новейших технологий познавательной деятельности; рациональное сочетание разнообразных видов, форм и методов; творческий подход к формированию структуры У.; сочетание различных форм коллективной деятельности с самостоятельной деятельностью уч-ся; обеспечение оперативной обратной связи, действенного контроля и управления; научный расчет и мастерство проведения У. Воспитательные требования к У. включают: определение воспитательных возможностей учебного материала, деятельности на уроке, формирование и постановку реально достижимых воспитательных целей; постановку только тех воспитательных задач, к-рые органически вытекают из целей и содержания учебной работы; воспитание уч-ся на общечеловеческих ценностях, формирование жизненно необходимых качеств: усидчивости, аккуратности, ответственности, исполнительности, самостоятельности, работоспособности, внимательности, честности, коллективизма и др.; внимательное и чуткое отношение к уч-ся, соблюдение требования педагогического такта, сотрудничество с уч-ся и заинтересованность в их успехах.

К постоянно реализуемым на всех У. развивающим требованиям относятся: формирование и развитие у уч — ся положительных мотивов учебно-познавательной деятельности, интересов, творческой инициативы и активности; изучение и учет уровня развития и психологических особенностей уч-ся, проектирование «зоны ближайшего развития»; проведение учебных занятий на «опережающем» уровне, стимулирование наступления новых качественных изменений в развитии; прогнозирование «скачков» в интеллектуальном, эмоциональном, социальном развитии уч-ся и оперативная перестройка учебных занятий с учетом наступающих перемен.

Рубрики

Партнеры: