УЧЕНИЕ (научение)

И.И. Ильясов, обозрев массу концепций У. в психологии и педагогике, пришел к наиболее полному определению данного понятия: У. — процесс усвоения конкретных видов знаний, умений и навыков в отличие от приобретения индивидом логических и творческих приемов познавательной деятельности, а также в отличие от др. изменений психических процессов и деятельности — перехода от непосредственности, непроизвольности к опосредованности и произвольности, от внешнего плана протекания процессов к внутреннему, к-рые мы называем развитием (1986). На эмпирическом уровне в У. автор выделил следующие его виды по соответствующим основаниям: по виду приобретаемого познавательного обобщенного и конкретного опыта У. может быть усвоением чувственного (экстероцеп — тивного и проприоцептивного) и рационального (эмпирического и теоретического) материала, а также опыта практической и исследовательской деятельности, репродуктивной и творческой. По условиям протекания У. может быть организованное или стихийное, из сообщения при наличии прямой помощи и управления или в самостоятельном поиске при наличии косвенного управления; по характеру процесса — целенаправленное произвольное, специально направленное на усвоение или нецеленаправленное, непроизвольное как побочный продукт др. процессов и деятельностей (первое может быть осознаваемым по цели или также и по операциям, второе всегда неосознаваемое), происходящее постепенно или скачкообразно, пассивно или активно, при наличии подкрепления или без подкрепления, с ошибками или без ошибок, непосредственно («механически») или опосредованно (с осмыслением и использованием знаково-сим- волических средств) при наличии объектов и внешнего двигательного взаимодействия с объектами в их отсутствие, по отдельности и вместе, осуществляемое при наличии или отсутствии подкрепления объяснений, упражнений. Многие из данных характеристик вообще относятся не только к У. как приобретению конкретного опыта, но к развитию как приобретению обобщенного опыта и должны быть учтены при изучении развития, в т.ч. и развития способности к У. В процессе У. перестраиваются, формируются реализующие его психологические механизмы, к-рые составляют основу возникновения и развития способностей индивида, в свою очередь, становящиеся важным фактором У. У. составляет необходимое условие и основной механизм психического развития человека (у животных развивающая функция У. весьма ограниченна).

Оставьте комментарий

Сохранить информацию?

Send this to a friend

Adblock
detector