Педагогика

УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫЕ

учебное заведение, начавшее внедрять нововведения или их элементы. Свою приверженность к инновационному процессу задекларировали руководители почти всех учебных заведений как Российской Федерации, так и Республики Беларусь. Предстоит выяснить обоснованность этих притязаний, рассмотрев по существу содержание и направленность инновационных преобразований. Для формирования критерия инновационности учебных заведений вспомним, что нововведения могут не только улучшать течение и результаты учебно-воспитательно — го процесса, но и ухудшать их; объявить об инновации совсем не означает получить положительный эффект; инновации осуществляются не ради инноваций, а для улучшения эффективности обучения и воспитания; учебно- воспитательный процесс нельзя одновременно улучшать по нескольким параметрам. А если нововведения улучшают один аспект, одновременно ухудшая другой, — нужны ли они? Только инновация по существу, а не по названию или форме благоприятствует улучшению условий учебного и педагогического труда. Учебное заведение является инновационным, если:

1)  учебно-воспитательный процесс основывается на принципе природосообразности и подчиненных ему принципах классической педагогики;

2)  педагогическая система эволюционирует в гуманистическом направлении;

3)  организация учебно-воспитательного процесса не ведет к перегрузкам уч-ся и педагогов;

4)  повышенные результаты учебно-воспитательного процесса достигаются не за счет селекции обучаемых или педагогов, а за счет использования нераскрытых и неза — действованных возможностей системы;

5)  продуктивность учебно-воспитательного процесса не является прямым следствием внедрения дорогостоящих средств и медиасистем.

Смысл требований последнего критерия в том, чтобы обеспечить возможность сравнения школ с различными возможностями: базой, составом педагогов и обучаемых, оборудованием, финансированием и т.д. Если не использовать этот подход, то элитная гимназия всегда автоматически оказывается в ряду инновационных, а школа из сельской глубинки зачисляется в разряд отстающих, хотя в первой прирост продуктивности идет за счет селекции педагогов и обучаемых, а во второй — внутренних резервов, т.е. действительных инноваций.

Рубрики

Партнеры: