Педагогика

УЧЕБНАЯ ЗАДАЧА

цель, к-рую надлежит достигнуть уч-ся в определенных условиях учебного процесса. Основное отличие У.з. от других заключается в том, что ее цель и результат состоят в изменении самого действующего субъекта, а не в изменении предметов, с к-рыми действует субъект учения (Д.Б. Эльконин).

Известно, что тремя составляющими традиционного обучения являются: показ учителем способов решения типовых задач, объяснение и постижение уч-ся смысла и строения этих способов и надежный контроль учителя за правильностью их применения при решении тренировочных задач и упражнений. В условиях же развивающего обучения учителю предстоит организовать деятельность детей таким образом, чтобы она была направлена на поиск способа решения возникающей перед ними задачи. Это полностью исключает из арсенала его методических средств показ такого способа. Ведь как только искомый способ показан, зафиксирован, искать уч-ся больше нечего. Лишается смысла и объяснение способа действия: пока он не найден, объяснять еще нечего; когда же способ найден, сконструирован на основе общего принципа построения действий данного класса, объяснять его уже незачем. Наконец, существенно изменяется и смысл воспроизведения найденного способа при выполнении упражнений: каждое из них требует от уч-ся не столько точного повторения найденного способа, сколько решения вопроса о его применимости в данных условиях.

Но если показ, объяснение и прямой контроль непригодны для организации поисково-исследовательской учебной деятельности, то какими же методами учитель может, ее организовать?

Прежде всего ему придется позаботиться о том, чтобы перед учениками возникла необходимость осуществления такого поиска. Стремление к поиску может возникнуть только в ситуации, обнаруживающей недостаточность, непригодность ранее усвоенных способов действия и требующей либо их модификации, либо конструирования принципиально нового способа. Иными словами, необходимым начальным этапом развертывания поисковой деятельности является постановка У.з., требующей от учеников нового анализа ситуации действия, нового ее понимания.

У.з. существенно отличается от тех задач, к-рые решают дети в рамках традиционных программ обучения. Ученик одну и ту же задачу может решать по-разному: и как учебную, и как конкретно-практическую. Если, решая задачу, уч-ся ищет лишь частный, конкретный способ решения и ориентирован на получение правильного результата именно для данной задачи, он решает конкретно-практическую задачу. Для того чтобы прийти к к.-н. обобщению при таком подходе, необходимо решить достаточно большое количество задач, постепенно выделяя общие для всех задач черты. Задача, поставленная перед уч-ся, может превратиться в учебную только в том случае, если уч-ся (самостоятельно или под руководством педагога) осуществляет переформулирование ее — вместо поиска частного способа решения он начинает искать обобщенный способ решения данного класса задач.

Первое, чему необходимо обучить школьника, — это самостоятельно выделять У.з. Уч-ся должен точно представлять себе, каким способом действия, правилом необходимо овладеть, чтобы выполнить конкретное задание. Несформированность этого компонента учебной деятельности проявляется наиболее выразительно у первоклассников. Напр., при решении арифметических задач маленький школьник нередко концентрирует свое внимание на сюжетных моментах. Когда он узнаёт, что по условиям задачи папа дал сестричке на два яблока больше, чем брату, ребенок начинает возмущаться, утверждая, что так делать нельзя, нужно делить яблоки поровну.

Обсуждая с уч-ся содержание урока, и учитель, и родители понимают, выделяет он У.з. или нет. Если школьник не скажет, что задачи они решали для того, чтобы научиться слагать двузначные цифры, значит, он еще не умеет выделять У.з. Однако нужно помнить, что признаки этой болезни не всегда замечаются так легко. Неумение выделять У.з. относится к скрытым трудностям в учении. Ребенок не способен сам обозначить свою проблему и на вопрос «Какие у тебя трудности?» ответить: «Я не умею выделять У.з.». Как же помочь маленькому ученику?

Во-первых, школьник должен хорошо осознавать, чему он научился, что новое узнал в каждый новый момент обучения. Поэтому после любых занятий нужно ставить вопросы: «Чему ты сегодня научился?», «Как ты думаешь, зачем мы выполняли это упражнение?», «С какой целью в предложении пропущены нек-рые слова?», «Зачем ты запоминал это правило?», «Чему научился при решении примеров?» и т.д. Ответы на вопросы покажут, умеют ли дети выделять У.з., а также помогут им самостоятельно делать это. Не менее полезно сравнивать между собой внешне одинаковые упражнения, к-рые отличаются разными У.з. и направлены на усвоение различных правил. Напр., выполняются два небольших упражнения, в к-рых в определенных словах дети вставляют пропущенные буквы. Обязательно необходимо обратить внимание школьников на то, что в первом случае задание направлено на закрепление знаний о правописании не безударных гласных, а в другом они учились употреблять глухие и звонкие согласные в конце слов.

После освоения очередного этапа новых знаний обязательно нужно помочь уч-ся разобраться, чему же он научился из того, что не умел. Анализ приобретенных знаний делает процесс выделения У.з. более легким и прочным, помогает младшему школьнику в скором времени выделять У.з. даже в новой теме.

Добавить мысль

Нажмите, если хотите добавить

Рубрики