КОНТРОЛЬ И САМООЦЕНКА

играют существенную роль в образовательном процессе. Они являются важным компонентом учебной деятельности, к-рый должен быть сформирован у каждого уч-ся. Дело в том, что обычно ребята, поступающие в первый класс, достаточно хорошо могут контролировать свое внешнее поведение, но еще не умеют толком держать под контролем свою умственную деятельность. И причина этого не столько в легкой переключаемости детей (то, что взрослые называют «скачкой мыслей»), сколько в непонимании ими задач К. и с. Обычная в этом смысле ошибка, допускаемая школьниками, заключается в следующем. Для того чтобы выучить, скажем, правило, ребенок садится и пытается запомнить его в ходе многократного прочитывания. Он не замечает пропущенного или измененного им слова, хотя при этом нередко искажается смысл самого правила. Прочитав материал 5-6 раз, ребенок откладывает книгу и заявляет: «Выучил». При этом ребенок не пользуется активным воспроизведением материала ни как средством запоминания, ни как средством контроля. Он не пытается сам повторить нужное правило, чтобы убедиться, знает он его или нет. Он говорит «выучил», когда чувствует близость того, что он запомнил, к оригиналу. То, что при этом могло выпасть какое – то слово и измениться смысл правила, он самостоятельно обнаружить не в состоянии. Иногда у школьника возникает убеждение, что он «понял» и «знает» на том основании, что в классе после объяснения учителя он смог привести верный пример и заслужил одобрение. Очень часто – особенно в старших классах – ощущение понятности, возникающее при первом знакомстве с материалом, смешивается уч-ся с эффектом усвоения. «Ну, как же так? Я вчера читал и все понял! А сегодня вызвали – и ничего не мог рассказать?» – недоумевает иной раз старшеклассник. А дело заключается в том, что, прочитав один раз материал, ученик закрыл учебник и больше к этому предмету не возвращался («чего же тут делать, раз все совершенно понятно!»), не попытался сам убедиться, запомнил он заданный урок или нет. Но ведь само по себе понимание еще не гарантирует успешного воспроизведения. Иначе установка на запоминание, о которой должен знать и помнить уч-ся, была бы просто излишней. Школьник, к-рый не понимает этого (т.е. необходимости принятия установки на запоминание), естественно, и не пытается убедиться, запомнил ли он то, что учил.

Для всех этих случаев характерен один и тот же момент – отсутствие контроля за результативностью своего труда. По существу уч-ся в таких случаях^е знает, выучил он урок или нет. Несформированность контроля приводит еще к неумению оценить, в чем заключаются встреченные им трудности в учебе. Ученик может только констатировать факт: «Я не умею решать задач», «Я плохо выучиваю стихотворения» – и не понимать, что же именно вызывает трудность, что мешает решить задачу или выучить стихотворение. Если начать их расспрашивать, дети называют причины, подчас очень далекие от действительности, ссылаясь на плохую память, на собственную неспособность и т.д. Иногда в этих случаях они воспроизводят ответы, невольно подсказанные взрослыми. Напр., простого вопроса: «Ты что, торопишься, что ли?» бывает достаточно, чтобы ребенок все свои неудачи начал объяснять излишней торопливостью, хотя на самом деле он вовсе не склонен к поспешной работе.

Необходимость сформировать у уч-ся К. и с. не вызывает никаких сомнений. Но что для этого следует сделать? Если речь идет о начальных классах, то прежде всего необходимо довести до сознания ребенка со всей ясностью одну простую истину: только повторяя урок самому себе, товарищам, родителям, можно убедиться, выучил ты его или нет. Иначе говоря – показать контролирующую функцию повторения. Необходимо приучить ребенка все время, и в процессе работы и по ее окончании, сравнивать свою работу с каким-то образцом: если это стихи – то с текстом, напечатанным в книге; если «письмо» – то с прописями и т.д. В качестве образца для сравнения может выступать не только то, что демонстрировал учитель в классе, но и ответы лучших учеников.

Учителя в школе специально обучают ребят приемам самоконтроля. Показывают, напр., как надо пользоваться проверкой арифметических действий, сверяться с ответом в задачнике. Самостоятельная проверка этих действий (напр., деления умножением и т.д.) и сверка результата с ответом при всем их различии выполняют одну и ту же функцию – контроля. Но здесь важно подчеркнуть, что первый навык самоконтроля (проверка деления умножением) может быть использован только по прямому назначению, а второй (бессистемные манипуляции данными, имеющимися в условии задачи, в надежде «подогнать» их к ответу) иногда тоже используются ребятами. Вообще, чем раньше школьник поймет необходимость постоянного самоконтроля, тем лучше. Очень большую ошибку делают те родители, которые берут функцию контроля на себя и стремятся как можно дольше удержать ее за собой. Они заставляют ребенка отвечать им устные уроки; просматривают его тетради с домашними заданиями; беспокоятся, все ли он взял с собой, когда уходит в школу, и собирают ему портфель; следят за тем, чтобы он вовремя сел за уроки и выучил все, что задано, и т.д. Слов нет, на первых порах подобная помощь бывает нужна маленькому школьнику. Но, оказывая ее, взрослые должны все время помнить, что главная цель заключается в том, чтобы всему этому постепенно научить самого ребенка, а не подменять его как можно дольше, к чему часто стремятся родители. Ведь в подобной ситуации ребенок, как правило, не чувствует ответственности за плохо выполненное задание. «Ну и что ж из того, что учительница поставила тройку, – рассуждает маленькая Наташа. – Ведь эту работу вчера просмотрела мама и была довольна». Аналогично ученик не чувствует вины, если забыл что-то дома: и действительно, при чем тут он, если портфель ему собирает бабушка. Если родители задержались на работе и вовремя не посадили ребенка за уроки, он считает их виноватыми в плохой отметке и заявляет им: «Из-за вас получил двойку».

Помочь ребенку с первых дней обучения овладеть контролем, показать, что это такое, как он осуществляется, и постепенно приучить его самого контролировать и оценивать свои действия – вот задача, которая стоит перед взрослыми. С течением времени, когда ребенок овладеет наиболее простыми формами контроля, необходимо проследить, чтобы первичное впечатление понятности урока он не начал принимать за свидетельство того, что материал уже усвоен. Обычные признаки кажущейся понятности задания – заявления ребенка, что он может делать упражнения раньше, чем выучит правила; утверждения, что в классе было так понятно объяснено, что учить и повторять совершенно не требуется; уверения, что плохую отметку в классе он получил случайно, т.к. все забыл в момент, когда вызвали, но вооб- ще-то он все знает хорошо и т.п. В последнем случае ребенок иногда может действительно после опроса припомнить забытый материал. Но только надо знать, что такое непроизвольное припоминание когда что-то вспоминается не тогда, когда человеку нужно, а всплывает в сознании в самый неожиданный момент, не может служить показателем того, насколько хорошо был в действительности выучен урок. И надо суметь разъяснить это школьнику. Кроме того, до сознания ребенка необходимо довести, что само по себе первоначальное понимание еще не обеспечивает уверенного ответа, когда его вызывают на уроке. Если этот момент упустить из виду, то может получиться парадоксальное явление, которое нередко ставит взрослых в тупик: чем лучше объясняет учитель в классе новый материал, тем меньше начинают ребята работать дома. А ведь по существу дела ничего странного тут нет. Это логически вытекает из отождествления понимания с усвоением: зачем же учить, если все понятно.

По мере того как ученик переходит из класса в класс, меняются и объем и качественное содержание изучаемого материала. Соответственно этому меняются и приемы умственной работы школьника. Понятно, что и приемы контроля должны также измениться. Родителям следует обратить особое внимание на то, чтобы у школьника постепенно складывались достаточно прочные, устойчивые и объективные оценки самого себя и своих знаний. Без этого ваши дети и вы можете столкнуться с одной из самых неприятных проблем, возникающих в школе, – проблемой объективности школьной отметки или проблемой самооценки и отметки.

Читайте далее:

Оставьте комментарий