Педагогика

ТВОРЧЕСТВО СОЦИАЛЬНОЕ

упорядоченный созидательный процесс, в ходе к-рого осуществляется преобразование различных сфер материальной, духовной и социальной жизни с ориентацией субъекта творческой деятельности на получение общественно значимого результата, качественно новых форм общественного бытия. Понятие Т.е. употребляется в широком и узком смысле слова. В широком плане Т.е. включает различные формы: научное, техническое, художественное, педагогическое и др. При этом особый акцент делается на социальные предпосылки, социальные условия и социальный эффект. В узком плане Т.е. рассматривается как прогрессивно-преобразовательная деятельность по разработке и внедрению социальных нововведений, преобразованию социальной сферы, совершенствованию социальной жизни общества и его звеньев.

Каждому человеку в той или иной степени присуща способность к творчеству, однако раскрывается и развивается она неодинаково, поскольку для ее реализации необходимы определенные социальные условия, определенный тип мышления и уровень самосознания, творческая атмосфера, наличие определенных знаний, генетически и социально сформированных свойств и качеств личности. Социальный климат общества, коллектива, социально-профессионального слоя или группы, к к-рой принадлежит творец, — также важнейшая основа формирования творческих способностей, творческого стиля и творческой атмосферы, стимулирования Т.е. Все это, вместе взятое, и является предметом комплексных исследований психологов и социологов.

Субъектами Т.е. являются народные массы, классы, социальные группы и общности, политические и творческие союзы, объединения, представительные органы управления, отдельные личности или творческие группы. Каждый из них по тем или иным направлениям Т.е. может занимать активную, пассивную, прогрессивную, регрессивную или нейтральную позицию.

Будучи высшей формой социальной деятельности, Т.е. приобретает различные формы, образуя его многовариантную структуру, а их взаимосвязь и последовательность реализации представляют собой социальный механизм творчества. Условно можно выделить несколько этапов в схеме этого механизма: 1) выявление и анализ проблем и противоречий на основе широкомасштабных знаний в той или иной области; 2) поиск альтернатив их решения и разрешения методами индивидуальной или коллективной мозговой атаки, синектики, с помощью ТРИЗ, метода Дельфи и др.; 3) оценка и отбор альтернатив, выдвижение гипотез и аргументов «за» и «против» с выходом на оптимальное решение с определением социальных последствий его реализации (придерживаясь при этом принципа «возможны варианты»); 4) построение реальной теоретической схемы-модели объекта творческой деятельности с определением его достоинств и недостатков; 5) определение ресурсов и резервов совершенствования объекта, перспектив его функционирования в улучшенном варианте; 6) построение эвристической модели обследуемого объекта, намеченного к совершенствованию с использованием лабиринтного, структурно-логического, структурно-семантического, экстраполяционного и др. методов; 7) мысленное, а затем и практическое включение новых элементов в функционирующий объект и оценка его нового состояния (экспериментальная проверка эвристической модели); 8) разработка рекомендаций и предложений по массовому использованию экспериментальных результатов. В этом механизме объединены мыслительный (творческое мышление) и деятельностный (творческая деятельность) процессы.

В творческом процессе большую роль играет интуиция. Но если процесс Т.е. направлен на совершенствование социального управления, доминировать должно не интуитивное, а научное диалектическое мышление. Интуитивное мышление не всегда гарантирует оптимальное решение задачи, т.к. оно связано с методом проб и ошибок, что может дорого обойтись обществу.

Для социологического изучения и анализа Т.е. необходимо определение и постоянное уточнение его критериев. Основными критериями Т.е. являются: 1) широкое участие в нем ученых, работников всех сфер культуры, специалистов, трудящихся; 2) динамичное и эффективное функционирование и развитие всех сфер социальной деятельности, всех видов и форм общественных отношений; 3) реальное совершенствование условий для свободного и всестороннего развития личности и динамичного социально-экономического развития общества;^) разработка и эффективная реализация научных и социальных нововведений; 5) повышение социального благосостояния народа; 6) повышение научности социального управления.

В связи с тем, что Т.е. из чисто духовного фактора все более превращается в производительную силу, особое значение приобретает выяснение факторов, стимулирующих повышение творческой активности, поиск новых путей воспитания творческого отношения к динамично изменяющейся действительности, форм и методов обучения основам творчества, творческого самообразования и самовоспитания всех слоев населения, совершенствование стиля управления творческими процессами.

Рубрики

Партнеры: