Педагогика

ТВОРЧЕСТВА ПРИРОДА

Подход к творчеству как к комплексной проблеме предполагает, что изучение его общей природы, безусловно, выходит за грани психологических исследований. Если оставить в стороне махис — тский характер нек-рых положений, присущий ранним работам потебнистов, то мы увидим, что их понимание Т.п. связано с широким представлением о законах, управляющих Вселенной, об общей эволюции природы и т.п. Такой подход к пониманию Т.п. ясно выражен уже Лезиным. Для Энгельмейера творчество человека-лишь одна из фаз развития жизни, движение от старого к новому. Эта фаза продолжает собой творчество природы. И то и другое составляют один ряд, не прерывающийся никогда. Если Энгельмейер ограничивает сферу творчества живой природой, то его последователь Блох распространяет эту сферу и на неживую природу. Он ставит творчество в основу эволюции мира. Однако в более поздний период взгляд на природу творчества резко изменился. Начиная с «Основ общей психологии» С.Л. Рубинштейна складывается наиболее распространенное затем, в нашей последующей литературе определение, согласно к-рому творчество — это деятельность человека, создающая новые материальные и духовные ценности, обладающие общественной значимостью. Это определение, суть к-рого состоит в сведении творчества к одной из форм психической деятельности, стало традиционным для нашей науки, несмотря на его недостаточность. Напр., если творчество понимается как фор-, ма психической деятельности, то почему критерием наличия такой деятельности оказывается общественная значимость ее продуктов? При психологическом подходе к анализу творчества такой критерий явно непригоден. Ведь говорят же о решении проблем животными, о творчестве детей; творчество несомненно проявляется при самостоятельном решении всякого рода «головоломок» человеком любого уровня развития. Но все эти акты непосредственно общественной значимости не имеют. В истории науки и техники запечатлено множество фактов, когда блестящие достижения творческой мысли людей долгое время не имели общественной значимости. Нельзя же думать, что в этот период деятельность их создателей не была творческой, а становилась таковой только с момента признания. Сведение творчества к психологической деятельности человека неправомерно и по ряду др. обстоятельств. Оно вырывает творчество из общего процесса развития мира, делает истоки и предпосылки творчества человека непонятными, закрывает возможность анализа генезиса акта творчества (Я.А. Пономарев).

Рубрики

Партнеры: