совокупность форм, методов, приемов и средств передачи социального опыта, а также техническое оснащение этого процесса. Т.о. (педагогическая технология) в настоящее время понимается как направление в дидактике, область научных исследований по выявлению принципов и разработке оптимальных обучающих систем, по конструированию воспроизводимых дидактических процессов с заранее заданным и характеристиками. В отечественной литературе термин «педагогическая технология» употребляется очень широко. Он может обозначать направление дидактики, затем – технологически разработанную обучающую систему, далее – систему методов и приемов к.-л. учителя, наконец – методику и отдельные методы воспитания (напр., технология организации групповой деятельности). Главная проблема, подлежащая решению с помощью технологии, – управляемость процессом обучения. Традиционные, «нетехнологичные» методики обучения имеют недостатки – значительную «размытость», неопределенность, нечеткую целевую направленность и мало управляемые процедуры учения, субъективную и эпизодическую проверку усвоенного. Любой процесс обучения реализуется в рамках педагогической (дидактической) системы, структура, состав и связь компонентов к-рой должны осознаваться ученым и учителем. Согласно предложенной В.П. Беспалько схеме, имеются в виду абитуриенты (уч-ся), цели обучения, содержание обучения, дидактические процессы, учителя или ТСО, организационные формы и выпускники (обученные). Задача Т.о. состоит в изучении всех элементов обучающей системы и в проектировании процессов обучения, чтобы благодаря этому учебно-воспитательная работа школы (учителя) превратилась из малоупорядоченной совокупности действий в целенаправленный процесс. Для этого следует знать специфические черты Т.о.: диагностично поставленные цели, ориентация всех учебных процедур на гарантированное достижение учебных целей, постоянная обратная связь (текущая и итоговая оценка результатов), воспроизводимость всего обучающего цикла. В связи с этим Т.о. выделяет основные компоненты проекта обучения, подлежащие разработке: постановка целей обучения; подготовка учебных материалов и разработка обучающих процедур; разработка материалов для текущей и итоговой оценки и коррекции результатов обучения. Определяющее значение в технологизации обучения имеет постановка целей. Диагностичная постановка целей обучения в конкретной учебной дисциплине состоит в том, что цели обучения формулируются в терминах поведения, описывающих действия уч-ся, к-рые при проверке учитель, ЭВМ или эксперт может опознать и измерить уровень их сформированности.
В традиционном подходе учитель ставит цели «неинструментально»: изучить теорему, ознакомить с принципом действия, дать анализ стихотворения, решить квадратные уравнения и др. – эти цели не описывают действия уч-ся. Т.о. исходит из того, что цель обучения – изменение состояния ученика: его знаний, мыслей, способностей, чувств, поведения. Поэтому общие цели обучения при разработке обучающей системы по предмету подлежат конкретизации. Т.о. ориентируется на гарантированное достижение целей и идею полного усвоения. Достижение целей обучения гарантируется разработкой для учителя учебных материалов и характером учебного процесса, обучающих процедур. Они таковы: после определения диагностично поставленных целей по предмету материал разбивается на фрагменты – учебные элементы, подлежащие усвоению; затем разрабатываются проверочные работы (сумма учебных элементов); далее организуется обучение, проверка – текущий контроль, корректировка и повторная, измененная проработка – обучение. И так до полного усвоения заданных учебных элементов. Текущие оценки делаются по типу «усвоил – не усвоил», после чего ученик дорабатывает неусвоенное. Итоговые оценки разъясняются каждому ученику. Аналогичным образом поступает В.Ф. Шаталов. Ядру знаний (минимуму учебных элементов) он обучает всех. Концепция полного усвоения дает высокие результаты, но имеет ограничения: так изучается материал, поддающийся членению на единицы, последовательно связанные (математика, грамматика, естествознание); усвоение происходит в основном на репродуктивном уровне. Для перехода от репродуктивных умений к поисковым предлагается специальный вариант обучения. Существенной чертой Т.о. является воспроизводимость обучающего цикла, т.е. возможность его повторения любым учителем. Цикл обучения содержит следующие моменты: установление целей обучения; предварительная оценка уровня обученности; обучение, совокупность учебных процедур и корректировка согласно результатам обратной связи; итоговая оценка результатов и постановка новых целей. Учебный процесс в этом случае приобретает модульный характер – складывается из блоков, наполняемых разным содержанием. Обратная связь, объективный контроль знаний – существенная черта Т.о. Измерение уровня усвоения знаний и оценка в настоящее время носят неопределенный и субъективный характер: в программах результаты обучения описаны недиагнос – тично, измерить и оценить их объективно нельзя. Это является причиной формализма и субъективизма в оценке знаний. Однако отказ от оценки знаний вообще невозможен: учет успеваемости – один из компонентов управления дидактическим процессом и всей обучающей системой. Решение проблемы состоит в разработке ди – агностичных целей обучения и создании измерительных «приборов» и процедур измерения знаний, речь идет о тестах – стандартных заданиях для каждого уровня обучения. Контрольные процедуры могут быть автоматизированы и постепенно изжито «глазомерное» измерение и оценка знаний. Одной из задач Т.о. является создание текущих и итоговых стандартных заданий (тестов) на все виды целей и уровни обучения. По существу, для Т.о. нужен и создается фонд тестов, наборы проверочных заданий по всем дисциплинам. Особенность тестового контроля – критериальность, поскольку диаг – ностично поставленные цели имеют значение эталона, критерия, к-рым измеряется степень достижения цели. Т.к. Т.о. наследует принцип обратной связи от программированного обучения, то на вопросы тестов требуются ответы двух видов: выбор одного из нескольких предложенных ответов (обычно 4-5); конструируемый ответ, свободная формулировка уч-ся.
Перечисленное выше относится к достоинствам Т.о. Однако имеются и недостатки: ориентация на обучение репродуктивного типа, своего рода натаскивание, а также неразработанность мотивации учебной деятельности, игнорирование личности, ее внутреннего мира. Грубо говоря, для воспроизводимого учебного процесса лучший ученик – робот, а учитель – компьютер. Для преодоления последнего недостатка имеются приемы дидактического конструирования, направленные на прогнозирование психологии учеников в ходе обучения, предвидение мыслительных операций, характера восприятия, реакций на обучающие акты, затруднения. Один из приемов – «моделирование мышления». В плане урока учитель указывает виды и способы учебной деятельности детей. Он описывает возможные затруднения, мыслительные ходы учеников, упорядочивает записи, в результате видит материал глазами уч-ся, что позволяет ему соотнести обучающие процедуры с возможным ходом учебной деятельности, наметить варианты обучения.
В целом же «сплошная технологизация» обучения по упомянутым принципам не принесла бы пользы школе. Это лишь один из способов управления дидактическим процессом на отдельных его участках.
- Технология критериально-ориентированного обучения
- Использование вычислительной техники в управлении производством
- ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ (в образовании)
- Компьютерная преступность и компьютерная безопасность
- Контрольная работа по информатике № 4, вариант 2
- Основы применения вычислительной техники в органах внутренних дел
- Архитектура персональных компьютеров IBM PC