Педагогика

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ в странах Запада

В рамках происходящих на Западе реформ в сфере высшего образования общие Т.р.с.в.о. выражаются в следующем:

1. Специализация, направленная на обучение навыкам самостоятельного поиска перспективных приложений методологии исследований и разработок. Ее смысл заключается в том, что в структуру образовательного процесса включается выработка навыков инженерно — поисковой, конструкторской, изобретательской деятельности. Как показывает анализ опыта США, Японии, где это имеет приоритетное значение, в промышленно ориентированных исследованиях и разработках, в к-рых участвуют будущие специалисты, достигнуты крупные результаты, к-рые зафиксированы в соответствующих документах. Это считается важнейшей частью национального богатства. Число представленных патентов на изобретение в год составляет в Японии 150 тыс., в США

75 тыс. Заметно отстают от них страны, где не столь велики качественные сдвиги в научно-техническом инженерном образовании: ФРГ

30 тыс., Великобритания — 22 тыс. Еще сложнее ситуация во Франции, где три четверти индустриально-ориентированных исследований имеют дипломы и патенты зарубежного происхождения, отсюда ее определенная научно-техническая зависимость от др. стран Запада.

2.  Отход от явно биологизированного истолкования способностей и отнесения на этой основе многих детей в категорию «неспособных». Все чаще и чаще в официальных и неофициальных программных документах проводится мысль о возможности всех детей, независимо от их природных данных и социального положения, хорошо учиться при условии квалифицированного преподавания; об оптимистическом взгляде на возможности уч- ся осваивать даже трудные предметы. В свою очередь это оказывает определяющее воздействие на решение главного вопроса: конструирование базового состава образования, обязательного для всех и отвечающего требованиям современной цивилизации. Четко просматривается тенденция расширить (до 35%) объем учебного времени, отводимого на «ядро» общего образования, включая в него математику, естественнонаучные дисциплины, основы информатики. Особенное внимание уделяется математическому, естественнонаучному и технологическому образованию. Все большее признание получает тот факт, что изучение предметов этих циклов обязательно на протяжении всех курсов средней школы.

3.  Перестройка образовательного процесса, направленная на то, чтобы усвоение знаний носило творческий характер и закладывало бы базу для научно-исследова — тельской и конструкторско-проектной деятельности. При этом исходят из того, что традиционная линия на профессиональную специализацию каДров во многом утрачивает свою действенность, т.к. технологические структуры развиваются столь стремительно и скачкообразно, что потенциал инженерно-технической информации, накопленной специалистом в ходе обучения, исчерпывается, едва только вводится в употребление. Период «полураспада» специальных инженерных знаний составляет ныне от 2 до 5 лет. Ни непрерывное образование, ни индивидуальная работа над собой, ни переподготовка не компенсируют этот разрыв, если существенно не изменится образовательная система в сторону универсализации специалиста, фундаментальной подготовки по общетеоретическим и гуманитарным дисциплинам. Существенным компонентом научно-технического образования должно стать освоение стратегии технологического перевооружения производства, направленных на овладение будущими научными и инженерно-технически — ми кадрами теоретическими программами осуществления стратегических изменений, при психологической адаптации к ним и создании таких условий, в к-рых они сами будут нацелены на постоянное обновление производства.

4.  Существенное продвижение дифференциации и индивидуализации обучения на основе создания новых поколений учебных (школьных) программ с максимально конкретизированным уровнем учебных успехов, на к-рый должен выйти каждый у.ч-ся и достижение к-рого объективно проверяется учителем при помощи компактных методик.

5.  Активный поиск новой методической системы, к — рая ориентирована не только на интеллект личности, но и на эмоциональную и подсознательную сферу личности, направленную на то, чтобы ученик из пассивного объекта становился субъектом учебного процесса. Силами социологов, психологов и педагогов организуется и развивается «гайден» — служба для целенаправленного и всестороннего изучения уч-ся, их учебной и профессиональной ориентации, личного консультирования.

6.  Внедрение принципов непрерывного образования и создание новых типов учебных заведений для неформального образования: народные дома (ФРГ, Нидерланды); общинные сети саморегулируемого образования (США); информационно-обучающие центры, общественные залы, центры образования женщин (Япония) и т.д.

7.  Гуманитаризация образования: в технических вузах США 25% времени отводилось на гуманитарные предметы, а у нас — 10%. В Массачусетсом технологическом ун-те — ведущем техническом университете США студент на каждом курсе сдает тот или иной гуманитарный предмет. Причем это не логизированный курс, допустим, истории страны, а курс, требующий творческого постижения. Мощный научно-технический рывок Японии в значительной степени был подготовлен перестройкой системы образования с существенным повышением роли этики и эстетики в общем цикле преподаваемых дисциплин.

Инновационные технологии проектирования содержания высшего образования в западных странах направлены на:

—  исключение из учебных программ материала, к — рый имеет только историческое значение или носит только описательный характер и может быть перенесен на факультативы;

—  модернизацию учебных дисциплин на основе сфор — мированности их логического и достаточно образного облика, облегчающего студентам понимание и использование приобретенных знаний в решении проблем науки, техники и технологии;

—  интеграцию знаний, приобретаемых в ходе изучения смежных дисциплин и создающих предпосылку для проблемно-модульного изучения ряда дисциплин, ориентированных на этот процесс.

Ведущей новацией в решении данной проблемы является стандартизация, к-рая анализируется и внедряется как в государствах с децентрализованной системой образования (США, Великобритания и др.), так и в государствах, где всегда существовали государственные учебные планы и программы. Начиная с середины 80-х гг. XX в. большинство стран мира предпринимают усилия по стандартизации содержания образования. При этом если первая группа стран под давлением промышленных кругов предпринимает попытки создания стандартов путем повышения «планки», расширения содержания образования, то вторая группа пытается либо сократить объем обязательного содержания, либо выделить из него базовое образование, необходимое для всех. При этом не всегда используется термин «стандарт». Употребляются понятия «базовое (основное) содержание», «стержень (ядро) содержания», «общенациональное содержание образования» и др. Однако суть их одна — разработка государственных требований к базовому содержанию образования, обязательному для всех.

Рубрики

Партнеры: