Педагогика

СОЗНАНИЕ

высший уровень психического отражения и саморегуляции, присущий только человеку как общественно-историческому существу. Эмпирически С. выступает как непрерывно меняющаяся совокупность чувственных и умственных образов, непосредственно предстающих перед субъектом в его «внутреннем опыте» и предвосхищающих его практическую деятельность. Психология изучает происхождение, структуру и функционирование С. индивида. С. характеризуется: активностью, интенциональностью (направленностью на предмет: С. всегда — С. ч.-л.), способностью к рефлексии, самонаблюдению (осознание самого С.), мотиваци — онно-ценностным характером; различной степенью, уровнями ясности. С. любого индивида уникально, оно обусловливается внешними по отношению к С. и независимыми от него факторами (прежде всего структурами той социальной системы, в к-рой существует индивид). Изучение С. сталкивается с двумя основными трудностями. Во-первых, все психологические явления предстают перед индивидом в той мере, в какой они осознаются (в т.ч. бессознательное, к-рое осознается либо в результате специальной процедуры «доведения до С.», либо косвенно — в виде искажений С.). По данным самонаблюдения, С. лишено собственной психологической специфики — его единственный признак состоит в том, что благодаря С. перед индивидом предстают (с той или иной степенью ясности) различные явления, составляющие содержание конкретных психологических функций. Поэтому С. рассматривалось как общее «бескачественное» условие существования психики и обозначалось, по существу, метафорически («свет С.», «поле С.», «С. — общий хозяин психических функций» и т.д.) либо столь же неправомерно отождествлялось с к.-л. пснхнческои функцией (чаще всего с вниманием или мышлением). В первом случае о конкретном (в т.ч. экспериментальном) изучении С. не могло быть речи, во втором — этот вопрос подменялся изучением соответствующей функции. Все это порождало мнение, что С. для научной психологии — вообще фикция (У. Джеймс). Вторая трудность вытекает из первой: С., как и отдельные психические функции, не локализуется во внешнем пространстве, но в отличие от психических функций С. (из-за его «бескачественности») не удается «расчленить» и во времени. Исследователи не смогли обнаружить характеристик С., по к-рым его можно было бы изучать известными психологии методами (напр., измерять в определенные единицы времени, сравнивать С. за определенные отрезки времени). Важной для конструктивного анализа С. явилась восходящая к Канту идея о наличии устойчивых, инвариантных структур, схем С., накладывающихся на непрерывно меняющийся поток сенсорной, поступающей от органов чувств, информации и организующих его определенным образом. На протяжении веков психологический анализ С. отражал различия в философском понимании его природы. Структуры С. индивида формируются в раннем онтогенезе благодаря присвоению ребенком структур такой деятельности, как общение со взрослым. Структура совместной деятельности порождает структуру С., определяя соответственно следующие его основные свойства: социальный характер (включая опосредствованность знаковыми, в т.ч. вербальными, и символическими структурами), способность к рефлексии и внутренний диалогизм; предметность.

Рубрики

Партнеры: