Педагогика

СОЗНАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ

система безоговорочных ценностей, установок и убеждений в области педагогики. По мнению И.Я. Лернера, понятие С.п. не совпадает с понятием знания. Знаниям подчас не сопутствуют убеждения, установки личности. Между ними, как и между знаниями и действиями, бывают рассогласования. Кто не знает, что современное обучение без применения развивающего обучения, без организации творческой деятельности уч-ся посредством проблемных, творческих задач недопустимо? Между тем многие педагоги этим пренебрегают. Известно им и значение психологических знаний, но соответствующую литературу в библиотеке педагога встретишь не часто. Крайне важны групповые формы работы, семинары. Все об этом знают, но применяют их лишь немногие педагоги. Такие расхождения бывают и в области права и нравственности. Педагогические знания, входящие в структуру С.п., становятся для личности неодолимым мотивом действий, направленностью педагогического мышления и оценок педагогических явлений. Полноценное С.п. определяет понимание оптимальной совокупности условий, факторов, к-рые обеспечивают процесс обучения на уровне, отвечающем социальным потребностям. Оно же и направляет действия для создания таких оптимальных условий. И напротив, неполноценное С.п. обусловливает неполноту характеристик учебного процесса и его недочеты. С.п. всегда инструментально, всегда проявляется в действии — мыслительном или практическом, в направленности педагогической деятельности. Если нет действия, то нет, следовательно, подлинного С.п. С.п. может быть различным у разных социальных групп (учитель и семья; учителя школ и ПТУ; педагоги и административная группа просвещенцев). Различается оно по объему, по видам знаний, но оно целиком определяется общественным педагогическим сознанием и тесно связано с общественным сознанием в целом — моралью, правом, идеологией. С.п. может быть обыденным (как у большинства людей) и теоретическим, научным. К последнему и должны стремиться педагоги. Разумеется, в первую очередь влияет на С.п., творит его педагогическая действительность, как и вся общественная практика. Так, передовой педагогический опыт создается усилиями передовых учителей (педагогов), а их практика влияет на С.п. широкой учительской массы. У любого педагога есть то или иное С.п. Но если оно расходится с уровнем науки, с тенденциями передовой практики, то это непременно скажется на качестве обучения и воспитания. Вот почему полнота С.п. каждого работника сферы образования, его соответствие потребностям времени и уровню педагогической науки должны стать предметом пристальной заботы педагогических унтов, ин-тов, колледжей и училищ, ИУУ, министерств образования и т.д.

Добавить мысль

Нажмите, если хотите добавить

Рубрики

Партнеры: